В настоящее время НАТО представляет собой неоднородную бюрократическую машину с сотнями рабочих групп и комитетов, лишенную цельной структуры и единой стратегии, считает финский подполковник Юри Райтасало.
НАТО уже давно не обладает реальной военной силой, считает доцент по вопросам стратегии и политики безопасности Национального университета обороны Финляндии подполковник Юри Райтасало.
«Без США НАТО является пустым объединением — и с точки зрения возможностей, и с точки зрения стратегического назначения», — пишет он на страницах ресурса War on the Rocks.
Финский эксперт отмечает, что тех средств, которые европейские страны — члены альянса тратят на оборону, не хватит даже на то, чтобы восстановить военные возможности 20-летней давности, пишет он. Причем пока Европа понижала эти расходы, такие страны, как Россия и Китай, их повышали, отмечает он.
Что касается самого альянса, то он с момента своего создания в 1949 году превратился в неоднородную бюрократическую машину с сотнями рабочих групп и комитетов, причем последние 20 лет он главным образом «дрейфовал» без какой-либо явной цели.
Райтасало обращает внимание на пятую статью Североатлантического договора. Согласно ей, члены НАТО рассматривают нападение на одну из стран как нападение на весь альянс, в связи с чем оставляют за собой право на индивидуальную или коллективную поддержку атакованной стороне. Поддержка эта может быть оказана разными способами — от политических деклараций до развертывания войск.
«Проблема европейской части НАТО — в том, что им особо нечего развертывать — по крайней мере, если делать это быстро и согласованно», — пишет аналитик далее.
Он напоминает о недавнем опросе Pew Research, в ходе которого выяснилось следующее: жители многих стран НАТО готовы поступиться пятой статьей договора. Исследовательский центр рассматривал гипотетическую ситуацию нападения России на какую-либо из стран альянса. По результатам опроса выяснилось: большинство опрошенных граждан в ряде стран альянса не хотели бы отвечать на гипотетическую атаку военным путем, хотя, согласно пятой статье Североатлантического договора, должны были бы это сделать.
Райтасало подчеркивает: генеральный секретарь, председатель военного комитета и другие представители руководства НАТО, конечно, могут «убеждать, призывать и просить», но никаких существенных решений относительно применения военной силы внутри территории альянса или за его пределами они сделать не могут.
Финский эксперт считает, что за последние полтора года альянс «пробудился» якобы в связи с необходимостью реагировать на то, что он называет «российской агрессией». Однако это пробуждение не компенсирует «пустой сути» НАТО.
НАТО — это лишенный цельной структуры и общей стратегии игрок, у которого нет единых «североатлантических интересов». НАТО — это форум, специализирующийся на планировании, консультациях, политических дебатах между весьма разнохарактерными государствами с очень неоднородными приоритетами в вопросах безопасности и разными политическими традициями и условиями, подводит итог Райтасало.