В начале 2015 года Минобороны получит первую партию из 12-16 танков нового поколения «Армата». Эти машины придут на смену сразу трем основным танкам российской армии: Т-72, Т-80 и Т-90. Производители уверены, что «Армата» по всем показателям превзойдет созданные в мире аналоги.
«Армата» — унифицированная тяжелая платформа, на основе которой создается целый комплекс военной гусеничной техники: основной боевой танк, боевая машина пехоты, тяжелый бронетранспортер, боевая машина поддержки танков, бронированная ремонтно-эвакуационная машина, шасси для самоходных артиллерийских установок и так далее. Предполагается, что танк на основе «Арматы» будет иметь пушку с дистанционным, полностью цифровым управлением (необитаемую башню), а экипаж будет размещен в изолированной бронекапсуле. По сути, это унифицированная межвидовая тяжелая гусеничная платформа для машин с массой от 30 до 65 тонн, аналог американской GCV.
«Есть интегральный показатель — коэффициент военно-технического уровня, — объясняет замгендиректора Уралвагонзавода, где создали новый танк, Вячеслав Халитов. — По этому показателю за единицу мы берем танк Т-72Б. По отношению к нему показатель военно-технического уровня «Арматы» вырастает практически в четыре раза. Создаваемый на базе платформы «Армата» танк — это танк пятого поколения. По своим характеристикам он будет превосходить на 25-30% все существующие аналоги танков в мире».
Динозавр на поле боя
На создание «Арматы» у разработчиков ушло всего пять лет. Для машины такого класса это очень короткий срок. Поэтому, имея весьма общие представления о будущем танке, конструкторы и военные строго охраняют секрет его облика и компоновки. Эксперты приходят к выводу, что новый танк – «облегченная» версия разрабатывавшегося еще 15 лет назад перспективного танка «Объект-195», или Т-95 «Черный орел». Разработку этой машины закрыли в 2010 году — по одной из версий, из-за дороговизны проекта, по другой — из-за позиции Минобороны, возглавляемого на тот момент Анатолием Сердюковым. Он считал, что Т-95 — не более чем очередная модернизация Т-72.
Тогдашний главком сухопутных войск Александр Постников заявлял, что Т-90 «на самом деле является 17-й модификацией советского Т-72», выпускавшегося с 1973 года. При этом стоимость одного такого танка составляет 118 млн. рублей за единицу. Как выразился главком, за те же деньги «можно купить три немецких танка Leopard-2. Следовательно, по его мнению, и Т-95 недалеко ушел от предшественника, а значит армии не нужен.
«Основные претензии к танку Т-90 связаны с его недостаточной живучестью, — рассказал телеканалу ЗВЕЗДА главный конструктор бронетанковой техники Уралвагонзавода Владимир Неволин. — Его недостаток: размещение в одном объеме людей, боекомплекта и топлива. В любом случае при пробитии брони неизбежно возгорание топлива. Даже при наличии системы пожаротушения такие варианты не исключены. Поэтому развитие современной бронетехники идет по пути отделения людей от топлива и боеприпасов. Кроме того, необходимо применение дистанционно управляемого вооружения. Эти принципы были реализованы в нашем перспективном изделии – «объекте 195». В нем, например, башня танка была уже без экипажа. Но такой проект оказался никому не нужен».
Эволюция минус
Про «Армату» известно, что танк будет иметь классическую шестикатковую схему. На Т-95 «Черном орле» их было семь. Экипаж, боезапас, двигатель и топливо поместят в отдельные бронекапсулы, что значительно повысит выживаемость — как самого танка, так и людей. Вместо рычагов управления появится штурвал. Внутри танка будет стоять новая 12-ступенчатая автоматическая коробка передач с возможностью ручного переключения и новый двигатель А-85-3А мощностью 1500 л.с. Для увеличения ресурса его «задушили» до 1200 л.с. Как говорят специалисты, при весе танка в 50 тонн (Т-95 весил 55 тонн) этого достаточно, чтобы существенно поднять маневренность новой боевой машины.
Для сравнения, на Т-90 (весит 46,5 тонн) силовая установка имеет мощность 1000 л. с. Т-90 может успешно передвигаться как по шоссейной дороге, так и по пересеченной местности со скоростью до 70 км/час на дальность свыше 500 километров без дозаправки. Способен преодолеть водное препятствие глубиной 5 метров, ров шириной 3 метра, вертикальную стену в 1 метр высотой. Под силу ему преодолеть подъемы и спуски с углом в 30 градусов. При этом Т-90 за умение «прыгать с трамплинов» во время многочисленных показов военной техники называют еще и «летающим танком». По этим параметрам, уверен Вячеслав Халитов, «Армата» превзойдет предшественника.
По габаритно-массово-силовым характеристикам ходовая часть «Арматы» должна превосходить лучшие зарубежные образцы моторно-трансмиссионных установок. Так что можно рассчитывать, что в маркетинговых целях новый танк, как и его предшественник будет участником соревнований по «прыжкам с трамплина», «танкового балета», и вообще – покажет весьма высокую маневренность на поле боя. Для современного танка это одно из важнейших условий.
Мобильный терминатор
Особое место в конструкции «Арматы» занимает броня: многослойный «пирог» из металла, керамики и композитов. В ее основе новая броневая сталь марки 44С-св-Ш, созданная специалистами ОАО «НИИ стали», способная повысить броневые свойства техники более чем на 15%. Применение этой стали позволило разработчикам при сохранении необходимого уровня бронепробиваемости снизить вес конструкции на 15%.
Ожидается, что на «Армате» будет стоять полностью цифровая боевая информационно-управляющая система. В авиации ее еще называют «цифровой борт». С ее помощью осуществляется запуск, управление, диагностика и регулировка параметров работы машины. То есть, в случае поломки решать, что надо чинить, будет не экипаж или ремонтная бригада, а электроника. Похожее решение реализовано на новейшем немецком танке Leopard 2A6.
На «Армате», как и на истребителе Т-50, будет установлена новейшая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решетки (АФАР). Таких решений ни на одном танке мира нет. Система способна одновременно вести до 40 динамических и до 25 аэродинамических целей, контролировать территорию в радиусе до 100 километров и в автоматическом режиме уничтожать цели размером до 0,3 метра. Благодаря наличию АФАР, «Армата» позиционируется, как универсальная ударная машина сухопутных войск, включающая в себя полноценный тактический ракетный комплекс, зенитную систему противовоздушной обороны, комплекс армейской разведки и целеуказания и собственно танк.
Для решения этих задач на «Армате» будет стоять новая 125-мм пушка 2А82. По своим характеристикам, она превосходит немецкий 120-мм ствол L-55, установленный на танке Leopard 2A6. По техническому уровню, говорят разработчики орудия, 2А82 превосходит все западные танковые пушки в 1,2 раза, а непосредственно немецкий ствол в 1,17 раза. При этом российское изделие еще и на 60 см его короче.
К новой пушке для «Арматы» разработаны боеприпасы повышенного огневого могущества. Все они приняты на вооружение еще в 2013 году. И, как говорят представители промышленности, серийно производятся. Поэтому к моменту появления новых танков в войсках, для них будет заготовлено достаточное количество боеприпасов.
Кроме пушки, на «Армате» будет установлен спаренный 7,62-мм пулемет ПКТМ и 12,7-мм пулемет «Корд». Они находятся снаружи башни на отдельных поворотных модулях. Управление им будет вестись экипажем дистанционно с помощью компьютеров и электрических приводов. Это означает, что во время стрельбы военнослужащим не придется высовываться из люка. Готовый к бою боекомплект — 1000 патронов. Еще 1000 хранится в ящике ЗИП на корме башни.
Новая броня — не единственное средство защиты экипажа «Арматы». По некоторым данным, этот танк станет первым, на который установят новые средства активной защиты от реактивных гранат и подкалиберных снарядов. Это новейшая разработка Коломенского бюро машиностроения – «Афганит». Из открытых источников о ней известно, что радиолокационная система работает в миллиметровом диапазоне, впервые использует защитные боеприпасы с боевой частью типа ударное ядро, а не осколочные, как раньше. Ближний рубеж перехвата ракет, снарядов или реактивных гранат составляет 15-20 метров, а максимальная скорость перехвата бронебойных подкалиберных снарядов – 1700 м/с. В перспективе на «Армату» планируется установить еще более совершенную систему защиты «Заслон». Она уже будет способна перехватывать цели, летящие со скоростью от 2500 до 3000 м/с.
К параду готов
«Армата» — поистине «золотой» танк. В его разработку ОКРы и НИОКРы, модернизацию производства, в 2011 году по словам Владимира Путина, вложили 64 млрд. рублей. Говорят, что один танк обойдется Минобороны в 400 млн. рублей — дороже истребителя 5-го поколения Т-50. Но надо понимать, что танк действительно новый. и многое, что на нем реализовано сделано впервые и с нуля. Серийное производство машины развернется с 2015 и до 2020 года. Минобороны планирует получить за эту пятилетку не менее 2,3 тыс. танков. Их название пока неизвестно: назывались варианты Т-14 «Армата» или Т-99 «Приоритет». Уралвагонзавод обещает, что с началом серийного производства «Арматы» оптимизирует цену. Об этом говорит и вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий за военно-промышленный комплекс. Пока же, появление новых танков на публике обещано на Параде Победы 9 мая 2015 года.
«Решением Минобороны создаются две парадные «коробки», — говорит замгендиректора УВЗ Вячеслав Халитов. — Пока их численность до конца не определена. Скорее всего, это будет по шесть-восемь единиц в «коробке». Примерно такое количество машин мы выпустим в опытной партии». То есть уже в ближайшее время армия получит от 12 до 16 «Армат».
Парадная презентация нового танка — не только пиар. Как отмечают специалисты, Россия одна из немногих стран мира, где активно развивается бронетанковая техника. Конкуренция на этом рынке весьма жесткая и технологичная. Leopard 2A6 — один из самых совершенных танков мира. Его наследник Leopard 2A7+ поднимает планку конкурентной борьбы идей и технологий на еще более высокий уровень. И нам необходимо соответствовать уровню. Тем более, что как и в случае с Т-72, идеи заложенные в «Армату», будут определять развитие нашей бронетанковой техники несколько десятков лет.
Я бы сравнил «Армату» не с «Леопардом» а с новейшим корейским К 2. Решения применены во многом схожие, но у корейцев двигатель на 1500 лошадей. Во всяком случае Армата станет огромным шагом вперёд, прежде всего благодаря наличию БИУС