Подавляющая часть боеприпасов ЦАХАЛ производится на израильских военных заводах, остальные приобретаются, в основном, у США, и незначительная часть – в европейских странах. Когда в августе 2014 года, во время проведения операции «Несокрушимая скала» для поддержания баланса боеприпасов Израиль в полном соответствии с соглашением, действующим уже почти 30 лет, запросил их у США, то получил странный ответ — о необходимости проведения некоторых формальностей.
Это было воспринято в Израиле как недружественный акт, хотя в течение 3-х дней Израиль получил требуемые боеприпасы со складов Пентагона, развернутых на территории Израиля.
Особенно странной показалась задержка с поставкой ракет Hellfire для боевых вертолетов производства Lockheed Martin. В отношении именно этих ракет возникли какие-то трудности. Но именно эти высокоточные ракеты с лазерной системой наведения позволяют избежать ненужных жертв.
Процедура передачи заняла, как и предполагалось, 3 дня, однако пресса, как известно, искусственно создала из этого проблему. Хотя она, как видите, была несущественной.
Тем не менее, в середине октября Министерство обороны Израиля приняло решение — вместо ракет Hellfire увеличить заказ аналогичных и в чем-то более удобных (в чем-то – нет) похожих по своим функциям ракет производства концерна Israel Aerospace Industries.
Кроме того, планируется заменить продукцией концерна RAFAEL некоторые типы «умных бомб» американского производства. Какие именно – не сообщается. Можно предположить – те, в которых имеются израильские патенты и лицензии на отдельные узлы и агрегаты.
После окончания военной операции было принято решение — израильские оборонные концерны должны, как минимум, один вид основных боеприпасов полностью делать в Израиле – без сотрудничества с американскими корпорациями. Судя по всему, аналитики провели расчеты надежности проведения длительных военных операций, которые выявили требуемые параметры. Эксперты считают — министерство обороны планирует сократить зависимость армии от американских боеприпасов и вооружений.
А теперь – финансовая сторона проблемы.
Если поставки американского вооружения оплачивается частично из американской финансовой помощи (по договору), то неизвестно – можно ли будет часть помощи использовать на собственное производство.
Специалисты считают, что есть договоренности о таком положении в приложении к договору. Если нет, то оборонный бюджет Израиля значительно «разбухнет».
После августовского инцидента с «боеприпасами», как сообщает Wall Street Journal, Белый дом, недовольный политикой правительства Израиля, принял решение – запросы Израиля на поставку вооружений, в том числе – пополнение (рутинное) стандартных боеприпасов, должны утверждаться высшим политическим руководством США. Хотя раньше такое решение принимал Пентагон. Как при этом должен измениться Договор, и будет ли его оспаривать Израиль, если он изменится, пока неизвестно.
Параллельно изменению в отношениях с поставками вооружений, меняется «тон» отношений министерства обороны Израиля с Агентством по сотрудничеству в сфере безопасности, Европейским командованием армии США, а также других департаментов, отвечающих за поставки оружия Израилю.
Изменится ли «обратный поток» — научно-техническое сотрудничество Израиля с американскими компаниями как поставщика многих технологических решений, пока не известно.
Эксперты оценивают 2 характеристики.
Первая – может ли новый алгоритм отношений сказаться на боеспособности ЦАХАЛ, и вторая – как долго будет продолжаться этот «период радости» для ХАМАС.
Впрочем, понятно – до завершения «черного» для Израиля периода правления американских демократов.