Военно-морские силы Индии намерены закупить 57 палубных истребителей. Как сообщил портал Indian Defence News, в командовании флота уже определили технические параметры желаемых самолетов, обозначенных как MRCBF.
Согласно документу, опубликованному на сайте госзакупок правительства, предложения на будущий конкурс будут собираться в течение ближайших четырех месяцев. В сообщении Indian Defence News также отмечается, что военные отказались от идеи закупки палубного легкого боевого самолета LCA (Light Combat Aircraft, Tejas), разрабатываемого в Индии, и потому решили обратиться к альтернативным поставщикам.
В командовании индийского флота распространили RFI — запрос о предоставлении информации от возможных поставщиков, что может означать — ВМС отказывается от попыток получить палубную версию местного истребителя LCA. Сообщается, что самолеты должны быть способны выполнять задачи в любое время суток, невзирая на погодные условия. Палубную авиацию планируется использовать для обеспечения противовоздушной обороны, для ударов по наземным целям, разведки и ряда других операций.
Читайте: Индия может закупить дополнительные 36 истребителей Dassault Rafale
Кроме того, подчеркивается, что заказчик рассчитывает на возможность сборки самолета по лицензии в Индии. Потенциальные поставщики должны уточнить, сколько двигателей есть у того или иного самолёта, по какой системе он совершать взлет и посадку на авианосец — CATOBAR (взлет с помощью катапульты, посадка с использованием аэрофинишера) или STOBAR (взлет с укороченным разбегом при помощи трамплина, посадка — на аэрофинишер) и т. д.
После того, как потенциальные экспортеры передадут ответ на запрос (в течение четырех месяцев), будет составлен «шорт-лист» из наиболее предпочтительных предложений. При этом ВМС Индии выдвигают следующее требование — поставки самолетов должны начаться в течение трёх лет с момента заключения контракта, еще три года отведены на завершение поставок.
Каковы шансы России победить в новом индийском тендере?
— Индийский истребитель Tejas — до сих пор «сырой» самолет для ВВС, а его корабельная версия потребует дополнительных испытаний, — говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — А если индийцы сухопутный самолет не могут довести до ума, то интересы моряков находятся явно не в первой десятке приоритетов их Вооруженных сил. Надо сказать, что индийцы сами признают, что истребитель Tejas для них оказался маловат, с недостаточной тяговооруженностью. К тому же, однодвигательный самолет не совсем подходит для палубной авиации. Конечно, подобных прецедентов много в истории реактивной авиации, но в настоящее время все серийно выпускаемые палубные самолеты в мире — двухдвигательные. Индийцы также прекрасно понимают, что истребителю Tejas необходим новых двигатель, который еще надо разработать вместе с французами или купить у американцев, а затем его адаптировать.
В общем, палубный истребитель местной сборки в лучшем случае сможет появиться на свет только лет через семь, да и то непонятно в каком количестве. В такой ситуации обращение к иностранным производителям — неизбежность. И что бы там индийцы в техническом задании не писали, реальных кандидатов на тендер можно пересчитать по пальцам — это американский F/A-18E/F Super Hornet (США), палубная версия французского самолета Rafale (Франция) и российский МиГ-29К.
У кого в этой тройке больше шансов на победу в индийском тендере?
— Думаю, основная борьба может развернуться между Rafale и МиГ по одной простой причине — эти самолеты уже стоят на вооружении индийских ВС (36 Rafale заказаны, но пока не эксплуатируются — первые поставки заказанных Rafale намечены только на 2019 год). А МиГ29К есть не только в составе ВВС, но и ВМС. По данным на декабрь 2016 года, индийские ВМС эксплуатируют 41 палубный истребитель типа МиГ-29К/КУБ, а всего по нескольким контрактам их флот заказал у нас 45 таких машин.
Поэтому было бы логично индийцам взять наши «корабелки»: палубный МиГ-29 — готовый самолет, который можно очень быстро получить, под него уже создана инфраструктура и готовятся летчики. Правда, здесь есть одно «но». Как известно, индийцы — своеобразные люди в плане военных закупок, и они могут заказать Hornet для того, чтобы расширить и углубить отношения с американцами. Но вообще, основные претенденты на победу в этом тендере — мы и французы.
— Одно время ходили упорные слухи, что поставка французских истребителей в Индию станет большим подспорьем для французской компании-производителя Dassault Aviation, поскольку производство Rafale под угрозой и может быть свернуто, если не появятся иностранные заказы. Некоторые эксперты говорят, что победа самолета в январе 2012 года в индийском тендере спасла машину от снятия с производства, однако Нью-Дели заказало всего лишь 36 машин вместо 126.
— Я с этим не согласен. И без индийского тендера у Dassault Aviation дела шли неплохо, особенного после египетского и катарского контрактов. Компания как минимум гарантировала загрузку заказами до 2020 года (с учетом темпа производства — 10 самолетов в год). По итогам 2016 года портфель заказов на самолет Rafale составлял 110 самолетов, из них 78 — для экспортных заказчиков (с учётом Индии). В этом смысле индийский контракт просто укрепил позиции производителя с точки зрения портфеля заказов.
Однако этот фактор влияет на нынешний индийский тендер — заказанные самолеты Dassault Aviation будет делать довольно долго, поэтому в случае заказа морской версии индийцы его получат не скоро. Я напомню, что планы индийцев производить Rafale для ВВС у себя потерпели крах — стороны, что называется, не сошлись характерами. Индийцы требовали от французов довольно жесткие гарантии по надежности, при этом маневрируя по цене, а французы не хотели нести ответственность за производимые индийцами самолеты. В итоге последние, изрядно переплачивая, решили взять «с полки» серийный самолет из-за непростого положения собственного авиапарка. В Индии быстрым темпом идет сокращение боеготовых эскадрилий на фоне активных закупок Пакистаном и Китаем — в ближайшие годы индийцам придется списать МиГ-21, а Tejas безнадежно запаздывает.
В общем, учитывая портфель заказов на Rafale, Dassault Aviation может запросто не справиться с загрузкой к сроку, если вдруг индийцы захотят французский палубный истребитель.
— Они могут нарастить мощности?
— В 2015 году представители Dassault Aviation говорили о том, что могут открыть новый завод. Но даже увеличив темп производства в два раза, уже имеющийся портфель заказов французы будут делать лет пять. А МиГ-29, повторю, на заводе в Луховицах в короткие сроки могут сделать столько, сколько захочешь.
— Из поставленных МиГ-29К индийцы могут не только комплектовать авиакрыло авианосца «Викрамадитья» («Адмирал Горшков»), но и первый строящийся в Индии авианосец Vikrant. Зачем им еще 56 истребителей корабельного базирования?
— Индийцы планируют заказать третий авианосец, причем довольно большой. Вокруг этого проекта уже «вьются хищники», например, те же французы, которые предлагают индийцам строить атомный авианосец на паях, есть вариант неатомного корабля. Россия также готова предложить слуги по проектированию авианосца, но, конечно, его закладка и постройка — долгое дело. В лучшем случае к 2020 году будет разработан проект корабля, а построят только через несколько лет.
На самом деле, уже закупленных МиГ-29 индийцам хватит и для комплектования авиакрыла второго авианосца, но они мыслят на перспективу и хотят купить «на вырост» — для третьего корабля. Их логика понятна: сначала тендер, затем — заказ и производство истребителей, подготовка лётчиков, — все это довольно долгая история, а тут и третий авианосец подоспеет…
Одно из требований нового тендера — передача технологий и лицензионная сборка истребителей в Индии. Россия готова к этому?
— Думаю, да. Уже сейчас реализуется совместный с индийцами проект по модернизации МиГ-29 (МиГ-29UPG) с российским содействием и комплектующими. В его рамках необходимо модернизировать 63 самолета: шесть на территории РФ, а остальные — в Индии. Так что, у индийцев уже есть опыт глубинного погружения в работы по МиГ-29, поэтому передать технологии по этому самолету для нас проблем не составляет. Другое дело, что мы можем попытаться в рамках тендера предложить им корабельный МиГ-35, но это уже немного другая история.
Заместитель директора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев обращает внимание на недавнее заявление министра обороны Индии Манохара Паррикара, в котором он дал понять, что страна планирует увеличить объем ежегодного экспорта вооружений и военной техники чуть ли не в шесть раз.
— На мой взгляд, это важно, поэтому индийцы могут требовать передачи технологий и лицензионной сборки на их территории. В этом смысле шансы России выиграть в тендере довольно высоки. Во-первых, индийцы уже давно по лицензии на заводе индийской корпорации HAL (Hindustan Aeronautics Ltd) в городе Карапут производят двигатели РД-33 для МиГ29. Во-вторых, закупка разномастных палубных истребителей — довольно дорогое удовольствие, поскольку требует строительства разной инфраструктуры, разных деталей и сервисного обслуживания, изменений в программе подготовки летного состава. Поэтому, на мой взгляд, весьма вероятно, что индийцы выберут российский МиГ29К, что довольно органично впишется в их знаменитую программу «Делай в Индии».