В прошлом году на вооружении иракской шиитской милиции «Катаиб сейид аш-Шухада» был замечен «Хаммер», с установленным на его крыше необычным вооружением. Удивить кого-либо в Ираке кустарно модернизированными армейскими джипами вряд ли получится — разнообразие так называемых «шушпанцеров», задействованных в вооружённых силах страны поражает воображение. Однако представленный экземпляр всё-таки смог поразить.
Дело в том, что в качестве главного калибра на «Хаммер» водрузили ни много, ни мало украинский боевой модуль БАУ-23х2 с двумя 23-мм. автоматическими орудиями 2А7М (по факту представляющими из себя советскую разработку середины прошлого века). Само собой, огневая мощь машины после установки БАУ-23х2 серьёзно возросла, но на этом все достоинства обновленного «Хаммера» заканчиваются. Не самый лучший по своим боевым показателям модуль, весящий около тонны, перегрузил (это хорошо заметно по уменьшившемуся клиренсу автомобиля) армейский внедорожник, что критично сказалось на его подвижности. Кроме того, массивная пушечная установка серьёзно увеличила габариты «Хаммера», тем самым сделав его ещё более уязвимым для вражеского огня. Однако иракский броневик, несмотря все свои недостатки, всё-таки успел повоевать с боевиками радикальной исламистской группировки «Исламское государство»* (ИГ, ИГИЛ — примечание редактора) на подступах к Мосулу, в районе иракского города Байджи.
Как мы видим, малоподвижный «Хаммер» в основном используют в качестве стационарной огневой точки. Перегруженная машина банально не способна передвигаться и маневрировать по пересечённой местности. И, соответственно, при прямом соприкосновении даже с пехотными частями противника, скорее всего, будет легко уничтожена. И потом, при взгляде на модернизированный «Хаммер» возникает один вопрос: зачем иракцам понадобилось создавать этот нелепый «шушпанцер»?
Читайте: Багдад и Анкара за закрытыми дверями договорились о выводе турецких войск из Ирака
Конечно же можно свалить всю вину в появлении эдакого уродца на конструкторов, объяснив установку модуля банальной глупостью, но недооценивать иракских умельцев, набивших руку на создании огромного количества подобных машин отнюдь не стоит. Причина появления тяжеловооружённого «Хаммера» кроется совсем в другом, а именно — в происхождении боевого модуля.
Как уже говорилось выше, БАУ-23х2 производятся только на Украине. Модули устанавливаются на целый ряд бронетранспортёров, таких как Ratel, БТР-4, БТР-70, БТР-80. С последними, которые благодаря маркетинговому ходу украинских оружейников получили наименование БТР-94, БАУ-23х2 и оказались в Ираке.
Ещё в августе 2014 года 50 бронетранспортёров, по факту являющимися всё теми же БТР-80, на которых 14,5-мм. штатный пулемёт КПВТ был заменён на боевой модуль, были через Индонезию поставлены в Ирак. Ресурс ходовой части изношенных бронемашины, которые достались Украине в наследство от СССР, к тому времени, когда они оказались в Ираке, находился уже на пределе. И потому, БТР-94 вскоре после их поставки на Ближний Восток начали массово выходить из строя. Боевым модулям бронетранспортёров, которые не было изношены столь серьёзным образом, в свою очередь, старались любым способом продлить жизнь.Таким образом, один из них и оказался на крыше «Хаммера».
Подводя итог, можно сказать, что нелепый иракский «шушпанцер», как бы это странно не звучало, является ещё одним хорошим примером полнейшей деградации украинской военной промышленности. Желание обогатиться за счёт выработавшего свой ресурс советского бронетанкового наследия как нельзя ярче проявляется в образе попавшего на видео тяжеловооружённого «Хаммера». Впрочем, иракским умельцам стоит отдать должное — исправный боевой модуль худо-бедно, совсем не на подходящем шасси, но всё-таки продолжает воевать.
Хорошо лизнули