Как известно, в марте 2014 года, после присоединения Крыма к РФ и введения странами Запада санкций против России, Москва рассчитывала на поддержку, в первую очередь, со стороны Пекина, причем на поддержку как экономическую, так и политическую.
Аналогичные расчеты у Кремля были в связи с дальнейшим развитием событий – конфликтом в Донбассе, началом российской военной операции в Сирии, конфронтацией между Москвой и Анкарой. Собственно, весь «поворот на Восток» подразумевал, в первую очередь, очередное «братство навек» с Пекином.
Все эти надежды Москвы совершенно не оправдались. Она не получила от Пекина никакой реальной политической поддержки. В ходе всех голосований в Совбезе ООН и Генассамблее ООН по вопросам Крыма и конфликта на Украине Китай неизменно воздерживался, как и еще несколько десятков стран. Китай юридически не присоединился к санкциям против России, однако считать это поддержкой нельзя. Дело в том, что те или иные санкции против РФ ввели США, Канада, страны ЕС, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария, Черногория, Украина, Молдавия, Албания, Грузия, Япония, Австралия, Новая Зеландия. Всего это 42 страны из 192 стран – членов ООН, то есть 21,88% признанных государств мира. Таким образом, Китай всего лишь оказался в числе 150 стран (или 149, если исключить саму Россию), которые сохранили с Россией прежние отношения.
Сохранение прежних отношений вряд ли можно считать поддержкой, тем более что таких «поддерживающих» оказывается более трех четвертей стран мира, включая, в частности, таких ближайших союзников США, как Республика Корея и Израиль. То же самое можно сказать и про приезд Си Цзиньпина на празднование 70-летия Победы в Москве, поскольку туда приехало значительное количество иностранных лидеров, в том числе и из стран ЕС.
Более того, из всех государств, которые юридически не ввели санкции против РФ, Китай стал, по сути, единственной страной, который ввел их фактически. Пекин рекомендовал китайским предприятиям с госучастием не сотрудничать с крымскими компаниями и не участвовать в каких-либо соглашениях или проектах в Крыму, а также неоднократно отказывался принимать официальные российские делегации от Крыма либо представителей Крыма в составе российских делегаций более широкого формата. Китайские банки (за исключением государственных Эксимбанка и Банка развития) де-факто присоединились к санкциям против России и начали уклоняться от выдачи кредитов российским банкам и другим экономическим субъектам либо резко ужесточили условия выдачи таких кредитов. Кроме того, многих россиян вынудили закрыть счета в китайских банках. При этом все отношения с Украиной Китай сохранил в прежнем объеме.
Товарооборот между РФ и КНР сократился за два года на треть, хотя Москва рассчитывала на его значительный рост. Кроме известного газового соглашения, судьба которого до сих пор не вполне понятна, никаких крупных совместных контрактов между двумя странами по-прежнему нет, как и ожидаемого потока инвестиций из Китая в Россию. Более того, пользуясь экономическими проблемами России, китайские экономические субъекты лишь еще более ужесточают переговорные позиции со своими российскими партнерами, хотя эти позиции и так всегда были очень жесткими.
Достаточно сложно развиваются отношения и в сфере военно-технического сотрудничества. В частности, шедшие более четырех лет переговоры о продаже истребителей Су-35С для ВВС НОАК лишь в этом году завершились подписанием соответствующего контракта, однако он до сих пор не вступил в силу, поскольку не ратифицирован ни российской, ни китайской стороной. В любом случае в нынешнем году реализация контракта уже не начнется, тем более что Минобороны России подписало контракт на поставку дополнительных 50 Су-35С для ВВС РФ, что загрузит производственные мощности завода в Комсомольске-на-Амуре. Совершенно не ясна ситуация с контрактом на поставку в Китай ЗРС С-400, нет даже полной уверенности в том, что он на самом деле был подписан. Впрочем, в данном случае затяжки с подписанием и реализацией контрактов можно, пожалуй, лишь приветствовать.