В Елисейском дворце озабочены проблемой внезапного «удара в спину» — так характеризуется недавний «внезапный» отказ австралийского правительства от военно-технического сотрудничества с Парижем. Пока в офисе Макрона решают, каким образом выстраивать дальнейшую стратегию, инициативу перехватили представители национального парламентского корпуса – пытаясь сформировать общественное мнение по мотивам патриотизма.
Депутат Национального собрания Жан-Люк Меланшон высказал мысль о том, что Франции должна расстаться с прежними установками в плане лояльности Вашингтону и прекратить пребывать в иллюзиях, возвращаясь к вектору внешнеполитической самостоятельности. А в рамках демонстрации решительности – отправить «старшим партнерам» недвусмысленный сигнал. Например, заявить о выходе из NATO, приостановить сотрудничество с США, запретив открытие центра по обмену опытом в сфере космической безопасности, который планировался к размещению в Тулузе.
В команде Макрона не решаются на столь непривычные дерзости, опасаясь практически гарантированных обвинений в «голлизме». В Елисейском дворце накануне пока лишь отреагировали по дипломатической линии, отменив совместные франко-американские юбилейные торжества по случаю победы французской эскадры над британским флотом в Чесапикском заливе, одержанной 250 лет назад.
Между тем, на международном уровне демарш Канберры с отказом от контракта на десятки миллиардов долларов выглядит обидным ударом по авторитету Франции. Даже в Москве не преминули подчеркнуть свое отношение к скандалу, напомнив Парижу историю с «Мистралями». А тут еще, не спрашивая дозволения, к критике присоединилась многоликая французская оппозиция.
Жан-Люк Меланшон известен как политик со стажем, к тому же – он еще и обладатель президентских амбиций, поскольку имеет статус кандидата на выборах главы государства от партии социалистов. «Австралийский кейс» на фоне разворачивающейся внутриполитической борьбы стал бесплатным подарком практически для всех лидеров французской оппозиции. В предыдущий раз левые и правые не сумели договориться и проиграли президентское кресло Макрону.
Судя по непривычно смелым «рецептам», которые решился озвучить социалист Меланшон — о том же выходе из альянса, Франция вступает в долговременный период переживания внешних и внутренних политических перемен. Причем, процессы кризисного характера пробуют систему власти на прочность одновременно. Не успев закрыть вопрос с избавлением от «империалистического» наследия в африканских землях, Париж получил чувствительную подсечку со стороны союзников по военно-политическому блоку.
В экспертном сообществе есть мнение, что таким образом в Вашингтоне хотят подстраховаться, умерив претензии Франции на статус политического локомотива в Евросоюзе. Известно, что с началом 2022 года Париж получит полномочия председательства в ЕС. А в апреле следующего года во Франции – президентские выборы. В данном контексте «удар в спину» выглядит уже не таким неожиданным – но от того не менее коварным.
Если версия экспертов имеет под собой почву, то старания внутренней оппозиции по розыгрышу «патриотической» карты только помогут англосаксонскому плану по ослаблению Франции, а мечтающие о реванше политики типа Меланшона или Марин Ле Пен (не говоря о республиканце Саркози) сделают «задаром» часть работы, перетягивая одеяло на себя в предвыборной борьбе. Де-факто, ставка на это прежде делалась (и оправдывалась) неоднократно.