В ходе стремительного наступления войск Талибана [запрещённая в РФ террористическая организация], последовавшего после вывода войск НАТО, им достался внушительный арсенал вооружений афганской армии, брошенной на произвол судьбы ретировавшимися из страны союзниками.
Наибольшее внимание критиков привлекла авиация американского и российского происхождения. По данным на июль, в ВВС Афганистана числилось 211 самолётов и вертолётов. Среди них значились 23 штурмовика А-29, 4 военно-транспортных самолёта С-130, 33 самолёта Cessna Caravan, некоторые из которых были переоборудованы в лёгкие штурмовики, и 150 вертолётов, в том числе MD-530, UH-60 Black Hawk и постепенно выводимые из эксплуатации Ми-17.
Имеются задокументированные данные о захвате талибами турбовинтовых штурмовиков А-29 Super Tucano, которые считаются наиболее совершенными изделиями в арсенале ВВС Афганистана. Они были произведены бразильской фирмой Embraer и модернизированы американской компанией Sierra Nevada, которая оснастила самолёты оборудованием и оружейными системами, выпущенными в США.
В связи с этим западные обозреватели выразили беспокойство, опасаясь, что высокотехнологичная продукция американской оборонки окажется в руках «геополитических конкурентов» Вашингтона – Москвы и Пекина. Однако в Пентагоне поспешили заверить общественность в отсутствии угрозы передачи противникам наработок ВПК США.
Технологии, применявшиеся в А-29, не являются передовыми. Это касается продолжительности полёта, его скорости, вычислительных мощностей и подъемной силы… Честно говоря, нас это [передача самолётов неприятелям] не волнует
— заявил Марк Келли, возглавляющий авиационное командование ВВС США.
Со слов эксперта Ричарда Абулафии, в Пентагоне не волнуются, так как ввиду отсутствия «чувствительно важных технологий, русские или китайцы не получат никакого существенного». Тем более, как он утверждает, если бы Россия или КНР ранее захотели получить Super Tucano или Black Hawk, то это не составило бы им никакого труда.