Россия продолжает уверенно занимать второе место по объему экспорта вооружений в мире. Такие данные приводят, в том числе, и авторитетные западные источники.
К примеру, по данным исследовательской группы при Конгрессе США, в 2014 году выручка российских компаний от зарубежных продаж составила 10,2 млрд долларов, сохранив примерно тот же уровень, что и в 2013 году. Первое же место осталось за США, которые смогли нарастить объемы продаж с 26,7 до 36,2 млрд долларов. Такой рост объясняется повышением напряженности на Ближнем Востоке и на Корейском полуострове: новые закупки совершили Южная Корея, Катар и Саудовская Аравия. Не без результатов прошло и создание мифа о «российской угрозе» – даже некоторые европейские страны (особенно прибалтийские и скандинавские) увеличили закупки иностранного оружия, в том числе и американского. Теперь США контролируют до 50% мирового рынка вооружений. Похожие цифры приводит и Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI).
Возникает логичный вопрос: а каковы перспективы российского военного экспорта и сможем ли мы, как и американцы, заметно нарастить объемы продаж, пользуясь сложившейся нестабильностью в мире?
Начнем с того, что российский экспортный портфель оружейных заказов достиг рекордного размера – по данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, он составил сумму, превышающую 55 млрд долларов. Ранее этот показатель колебался в пределах 45–50 млрд долларов. В машиностроительной области портфель экспортных заказов больший, чем ВПК, смог «набрать» только «Росатом» – он превысил 110 млрд долларов.
При этом большая часть популярной и экспортируемой за рубеж техники – модернизации всем известного и хорошо себя зарекомендовавшего советского оружия. В этом, в общем-то, нет ничего удивительного или предосудительного – такая практика существует и у тех же США: успешные изделия могут производиться и модернизироваться не один десяток лет. Хорошим примером является легкий истребитель F-16, который эксплуатируется с 1979 года, и будет производиться еще как минимум до 2017 года (на данный момент произведено более 4500 самолетов разных модификаций). Тем не менее, рано или поздно приходит время, когда модернизационный потенциал машин подходит к концу и требуется разработка новой базовой модели.
Для более подробного рассмотрения вопроса лучше говорить об отдельных категориях военной техники.