Новый проект бюджета Пентагона на 2017 год вызвал бурные споры в США. Возражения касаются прежде всего масштабных планов модернизации ядерного арсенала страны.
Критики считают предложенные планы обновления ядерных сил слишком дорогостоящими и противоречащими заверениям президента Барака Обамы о том, что США будут стремиться к уничтожению ядерного оружия. В свою очередь, директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ МИХАИЛ УЛЬЯНОВ пояснил корреспонденту “Ъ” ЕЛЕНЕ ЧЕРНЕНКО, почему планы Вашингтона вызывают обеспокоенность и у Москвы.
— В недавнем интервью «Интерфаксу» и “Ъ” заместитель госсекретаря США Роуз Готтемёллер заявила, что модернизация американского тактического ядерного оружия в Европе позволит США сократить общее количество ядерных бомб, размещенных на европейском континенте, и не приведет к увеличению военного потенциала этих вооружений. Как бы вы это прокомментировали?
— Действительно, в соответствии с обновленной ядерной доктриной 2010 года США приступили к модернизации своих ядерных авиабомб в Европе. Планируется создать их унифицированный вариант В61-12 на основе уже существующих четырех вариантов бомбы В-61. Новое изделие будет обладать повышенной точностью и станет пригодным для применения как стратегической, так и тактической авиацией. Первые образцы новой бомбы поступят на вооружение предположительно в 2020 году.
Соединенные Штаты стараются создать впечатление, что ничего экстраординарного в этом нет. В середине февраля мне довелось поучаствовать в венском семинаре ОБСЕ высокого уровня по военным доктринам, где госпожа Готтемёллер повторила «успокоительные» аргументы, изложенные в интервью вашей газете и «Интерфаксу». Более того, она, припоминаю, высказывалась еще и в том смысле, что новые бомбы, обладая повышенной точностью, станут менее разрушительными. Если же память меня в данном случае не подводит, то по крайней мере другие американские официальные лица зачастую используют именно этот довод. Однако он, мягко говоря, вызывает серьезные сомнения.
В реальности дело обстоит совсем не так благостно. Анализ характеристик новых авиабомб говорит о том, что их постановка на вооружение может существенно понизить порог применения ядерного оружия. Вместо средства сдерживания такие вооружения потенциально становятся оружием поля боя, как это было в годы холодной войны.
Неслучайно бывший командующий стратегического командования ВС США генерал Джеймс Картрайт в ноябре 2015 года заявил о том, что в результате модернизации бомбы В-61 могут стать «более пригодными для применения» («more usable»).
Весьма настораживающим было и заявление другого отставника — бывшего замминистра обороны США по политическим вопросам Джеймса Миллера, который в январе прошлого года сказал, что наличие в арсенале ядерного оружия меньшей мощности позволит снизить жертвы среди гражданского населения в случае его использования. Он даже назвал это более «надежным и этическим» подходом. Звучит довольно цинично, поскольку в переводе на нормальный язык означает, что американские специалисты, близкие к администрации США, считают применение новых авиабомб более вероятным и более допустимым.
В этом и кроются основные риски, связанные с тем, что Вашингтон старается представить как рутинную модернизацию. Во всяком случае соблазн задействования таких вооружений при определенных обстоятельствах может существенно возрасти. На это указывают и многие независимые американские эксперты.
Что касается сокращения количества таких бомб в Европе, то госпоже Готтемёллер, конечно, виднее. Однако, по данным Федерации американских ученых, общее количество унифицированных авиабомб должно составить около 400 единиц, тогда как сейчас в Европе их насчитывается порядка 200. Впрочем, возможно, какая-то их часть будет складирована на территории США. Однако это не снимает тех рисков, о которых я сказал.
— Существуют ли какие-либо международно-правовые ограничения на модернизацию ядерных арсеналов?
— Таковых нет. Модернизация в принципе допустима. Однако обращает на себя внимание то, что при нынешней администрации США она приобрела беспрецедентный размах. При предыдущих хозяевах Белого дома ничего подобного не наблюдалось. Фактически почти одновременно обновляются все ключевые элементы американской ядерной триады. Создаются новые носители — стратегический бомбардировщик, подводная лодка и межконтинентальная баллистическая ракета, а также новые ядерные вооружения для них. Помимо модернизированных ядерных бомб в планы Пентагона входит и создание новой ядерной крылатой ракеты. Совокупная стоимость разработки, изготовления и эксплуатации этих систем оценивается в сумму примерно $1 трлн. В этом просматривается явная расстыковка между публичными декларациями США о приверженности скорейшему построению безъядерного мира с одной стороны и реальной политикой в этой сфере — с другой. Достаточно сказать, что реализация всех элементов намеченной программы модернизации позволит американцам обеспечить эффективность своих ядерных вооружений до 70-х или даже 80-х годов нынешнего века. А там, глядишь, подоспеет и новый виток модернизации.
Применительно к ядерным авиабомбам США в Европе в контексте заданного вами вопроса не могу не сказать о том, что само их наличие или, точнее, практика обращения с ними в рамках НАТО является нарушением первых двух статей Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В соответствии с ними ядерные державы обязались не передавать — ни прямо, ни косвенно — ядерное оружие неядерным государствам. А последние взяли обязательство не принимать такое оружие — опять-таки ни прямо, ни косвенно. Эти запреты полностью игнорируются в ходе «совместных ядерных миссий» НАТО, в рамках которых пилоты из неядерных стран—членов альянса обучаются навыкам обращения и применения ядерных вооружений. Характерно, кстати, что параллельно с деятельностью США по модернизации упомянутых авиабомб пять европейских государств, на территории которых размещены эти вооружения, приступают к обновлению парка самолетов-носителей. Таким образом, Североатлантический альянс взял курс на долгосрочное нарушение обязательств по ДНЯО.
Озабоченности на этот счет, высказываемые не только нами, но и государствами—участниками Движения неприсоединения, натовцы, по сути, игнорируют. Вряд ли тем самым они содействуют укреплению режима ядерного нераспространения, о важности которого так любят порассуждать в Брюсселе и в столицах стран—членов НАТО.
— Какие действия может предпринять Россия в случае размещения В61-12 в Европе?
— Этот вопрос скорее не ко мне, а к моим военным коллегам. Могу только сказать, что в военной сфере, как правило, всякое действие рождает противодействие. Уверен, что российская реакция на постановку новых американских авиабомб на вооружение будет адекватной, а ее параметры будут определяться с тщательным учетом всех обстоятельств.