Оппоненты действующей власти провели историческую встречу на российской авиабазе «Хмеймим» и совместно выступили за мирное урегулирование многолетнего конфликта.
Без преувеличения историческая встреча состоялась на российской авиабазе «Хмеймим» под Латакией, где в последние недели функционирует Координационный центр по прекращению огня. За одним столом собрались лидеры различных оппозиционных движений и вооруженных формирований, несколько лет выступавших против правительственных сил в Сирии. Примечательно, что сама встреча состоялась по инициативе оппозиции. — Мы доверяем России, — заявила Мейс Крейди, долгое время находившаяся в оппозиции за рубежом. — Наконец-то наступил мир на нашей земле при поддержке российской стороны.
Наконец-то мы сделали первые шаги по прекращению боевых действий. Мейс Крейди представляет общество «За демократическую Сирию». Она не раз входила в делегацию, обсуждавшую проблемы Сирии в Москве. — С 27 февраля начинают улучшаться условия для сирийского населения, — подчеркнула она. — И сейчас я хотела бы сказать вам одно: может хватит воевать? Я считаю, что сейчас наступило время начала политического диалога. Наша страна нуждается в новой конституции. Для этого нам необходимо привлечь все силы, всех полевых командиров и муфтиев. Всех, кроме террористов, им нет места на сирийской земле. Даст Бог, мы создадим переходный совет в самое ближайшее время.
После проведения переговоров мы сможем принять новую конституцию, провести демократические выборы и сформировать всеобщее доверие сирийского народа к власти. Большое спасибо Российской Федерации. Госпожу Крейди на встрече поддержал и генеральный секретарь партии «Национальная конференция» Ильян Мансад. Его партия выступает за единое светское государство. — Мы – единственная организация, которая выступает за единое светское государство, — сказал он за столом переговоров в Центре по примирению. — Мы организовали фронт перемен и освобождения. Наша организация состоит из пятнадцати партий. Наша цель – выход без каких-либо предварительных условий.
Мы считаем, что новая конституция способна защитить все права сирийского народа, и мы сможем начать с неереформы. — Каждый человек, который видит одно решение для урегулирования какой-либо проблемы, мудр и разумен, — констатировал Шейх Салих Аль Хариб, проповедник мечети Ас-Салихин в Ельде, в провинции Дамаск. Его люди контролируют населенный пункт Бейт Сахим. — Он предпримет действия для решения этой проблемы. Поэтому наша идея, как нам выйти из кризиса – это примирение. Хоть мы и не политики, мы понимаем, что политический процесс для сирийцев будет очень важен – что в Женеве, что в Вене. Главное, что мы понимаем необходимость найти площадку для переговоров, пути выхода из кризиса.
Во-первых, мы знаем, что в Сирийской Арабской Республике роль Российской Федерации очень велика, поскольку она является инициатором прекращения огня. Во-вторых, она выполняет роль посредника между всеми сторонами конфликта в интересах решения выхода из кризиса. На встречу приехали и другие оппозиционные представители духовенства, выступающие за мирное урегулирование в регионе.
Шейх Анас Аль Тауаль – имам мечети Аль-Кярим, умеренный оппозиционер, контролирует городок Байла в провинции Дамаск. Его группировка, как и люди Аль хариба, вытеснили боевиков Фронта аль-Нусры из своих районов. — В Коране есть фраза: мир лучше, чем война, поэтому мы следуем этому принципу и решили примириться, — заявил священнослужитель. — Мы сейчас не говорим, что это примирение – между мусульманами. Мы говорим, что это примирение – между всеми людьми. И самый главный пророк – вы знаете, кто это – сказал: если ты примиришь людей, это будет хорошо.
И самый главный корень всего – это мир. Война ни к чему хорошему не приводит. Участники встречи, представлявшие около десятка различных движений и группировок, сошлись на необходимости создания инициативной группы, которая начнет разрабатывать проект новой сирийской конституции. Который будет вынесен на всенародное обсуждение. Разногласий с официальным Дамаском у них по-прежнему много, однако базовые точки соприкосновения — одни: сохранение целостности и суверенитета Сирии как светского государства.