По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, финансирование «арктических» программ на ближайшие пять лет должно составить 222 млрд. рублей. С учетом государственной важности задачи развития Арктики данная сумма едва ли будет сокращена даже на фоне сложной финансовой ситуации в стране.
Россия в развитии Арктики должна делать ставку не только на добычу полезных ископаемых на шельфе, но на Северный морской путь (СМП). По словам Дмитрия Рогозина, «Арктика для России — это огромные запасы полезных ископаемых, прежде всего углеводородов. По сути, это физическое подтверждение уникального статуса России как выдающейся энергетической державы. Для нас это гарантия независимого обеспечения нашей промышленности энергоресурсами».
«Но Арктика — это еще и Северный морской путь, самый короткий путь из Азии в Европу», — напомнил вице-премьер.
За последние пять лет удалось существенно нарастить объёмы грузоперевозок — более чем в четыре раза. Так, в 2010 году по СМП перевезли менее 1 млн. тонн грузов, в 2012 году — уже 1,26 млн. тонн, теперь рост до 4 млн. тонн в год.
Однако общий объем перевозок в последние два года находится на одном уровне. При этом удержать планку в 4 млн. тонн груза в год удалось в прошлом году только благодаря росту внутренних перевозок через порт Сабетта, который был построен в Обской губе на побережье Карского моря.
Сегодня ежегодно на перевозку грузов северным маршрутом выдаётся более 600 разрешений. При этом российское Правительство ставит амбициозную задачу — объем поставок грузов по Северному морскому пути за 15 лет может быть увеличен в 20 раз — до 80 миллионов тонн. Однако при должном внимании, финансах и работе такая задача не является нереальной. Только один порт Сабетта благодаря заводу «Ямал СПГ» позволит нарастить объёмы вывоза груза до 16,5 млн. тонн в год. Начать отгрузки с СПГ-завода должны в конце 2017 года, используя ресурсную базу Южно-Тамбейского месторождения.
Ещё одним важным источником для наращивания грузопотока по СМП является перевозка нефти. Планируется увеличение объёмов добычи на Прилазломном и Новопортовском месторождениях в Печорском море. В перспективе грузоперевозки должны увеличиться благодаря освоению и разведке месторождений Карского моря.
Сохраняется огромный потенциал по развитию транзитных потоков по Северному морскому пути. И здесь ставка делается на Китай, который, во-первых, уже использует этот маршрут: с 2010 по 2013 год больше всего грузов по СМП провёз именно Китай — более 900 тысяч тонн. При этом китайцы хотят к 2020 году переместить на Северный морской путь 15% всего своего внешнего грузопотока.
Для реализации потенциала Северного морского пути России необходимо обеспечить полный комплекс услуг на высшем уровне для надёжных поставок грузов ровно в сроки при любых ледовых условиях, а также сделать их экономически более привлекательными. Например,навигация на маршруте длится только 3,5 месяца, что для многих поставщиков неудобно и невыгодно.
Поэтому надо обеспечить круглогодичное ледокольное хождение, полное навигационное и гидрографическое обслуживание, аварийно-спасательную систему. Именно для решения всех этих проблем и создан комплексный проект развития Северного морского пути, который подписал глава Правительства.
Развитие СМП невозможно без строительства нового ледокольного флота и портовой инфраструктуры в Арктике.
По словам Дмитрия Рогозина, в России сейчас строится целая серия кораблей нового ледового класса, в том числе новых атомных ледоколов, которые должны быть спущены на воду к 2020 году. «Это говорит о том, что у нас в руках имеется уникальный инструмент для создания «холодного шелкового пути», — сказал вице-премьер. По его словам, новой техники в ближайшее время нашей стране потребуется очень много, так как с широкомасштабным освоением своих северных территорий мы фактически начинаем «арктическую индустриализацию».
Россия уже активно ведёт работу по обновлению атомного флота, который сейчас состоит из шести атомных ледоколов, одного контейнеровоза и четырёх судов технологического обслуживания. В итоге к 2020 году Россия получит три атомных ледокола нового поколения мощностью 60 МВт: первый — в 2017 году, второй и третий — в 2019 и 2020 годах. Стоимость двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 составляет 84,4 млрд. рублей.
Однако для того, чтобы довести навигацию в восточном секторе Арктики до круглогодичной, необходимо создать атомные ледоколы двух типов: ледокол-лидер мощностью 110-130 МВт и новые мелкосидящие ледоколы мощностью около 40 МВт. По ним сейчас как раз ведутся наработки. Вице-премьер Рогозин сообщил, что до конца года Россия представит проект нового атомного суперледокола, который сможет разбивать лёд толщиной более четырёх метров. Плюс разрабатывается проект мелкосидящего ледокола, необходимого для проводки судов, вывозящих топливо с проекта «Ямал СПГ». Также в планах, по словам Рогозина, построить около десяти дизельных ледоколов на 20 МВт.
Правительство работает над резким увеличением объёмов поставок по Северному морскому пути. Северный морской путь представляет собой транспортную магистраль протяжённостью почти 5,5 тыс. км. История освоения началась с первых плаваний поморов в XI-XIII веках. Идея его практического использования была высказана русским дипломатом Д. Герасимовым в 1525 году.
Путь, проделанный казаком Семеном Дежнёвым летом 1648 года из устья Колымы к реке Анадырь, доказал раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Это самый северный в мире транспортный коридор, который обеспечивает эксплуатацию более ста специализированных транспортных судов ледового класса. Северный морской путь предоставляет России свободный выход в Атлантический и Северный Ледовитый океаны, связывает Тихий океан и Атлантику. Наиболее труднопроходимым считается участок от Карских ворот до Анадыря.
Севморпуть обеспечивает связь 27 субъектов Российской Федерации. На трассе СМП находится свыше 50 портов, среди них Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации составляет 2-4 месяца. По Северному морскому пути осуществляется перевозка добываемых на Севере нефти и газа, леса. Благодаря этой морской магистрали транспортируется 90% никеля и 65% меди.