Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) — отдельный род войск Вооружённых Сил Российской Федерации, сухопутный компонент стратегических ядерных сил. Войска постоянной боевой готовности.
Предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения в составе стратегических ядерных сил или самостоятельно массированными или групповыми ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических направлениях и составляющих основу военных и военно-экономических потенциалов противника.
На основном вооружении РВСН состоят все российские наземные межконтинентальные баллистические ракеты мобильного и шахтного базирования с ядерными боеголовками.
В качестве вида Вооружённых Сил СССР Ракетные войска стратегического назначения были образованы 17 декабря 1959 года, первым главнокомандующим стал Главный маршал артиллерии М. И. Неделин.
Однако, ещё в августе 1946 года было создано первое ракетное соединение, вооружённое баллистическими ракетами дальнего действия. Им стала 72-я инженерная бригада особого назначения Резерва Верховного главнокомандования (РВГК) в составе Группы советских войск в Германии, спустя год выведенная в СССР на полигон Капустин Яр.
В декабре 1950 года была сформирована вторая бригада особого назначения, а в течение последующих пяти лет — ещё 5 таких бригад. До 1955 года все они были вооружены баллистическими ракетами Р-1 и Р-2, оснащёнными головными частями с обычным взрывчатым веществом. Эти бригады входили в состав артиллерии РВГК и подчинялись командующему артиллерией Советской армии. Руководство ими осуществлял специальный отдел Штаба артиллерии Советской армии.
В марте 1955 года была введена должность заместителя министра обороны СССР по ракетной технике и специальному вооружению, при котором был создан Штаб реактивных частей.
Во 2-й половине 1950-х годов на вооружение инженерных бригад РВГК были приняты оснащённые ядерными головными частями ракеты средней дальности Р-5 и Р-12, а также межконтинентальные баллистические ракеты Р-7 и Р-7 А. Первым соединением МБР стал объект «Ангара», сформированный в конце 1958 года (ныне 1-й Государственный испытательный космодром Минобороны России «Плесецк»).
В 1962 году в ходе операции «Анадырь» 36 ракет Р-12 были скрытно размещены на Кубе, что вызвало, так называемый Карибский кризис.
Непрерывное наращивание количества и качественных характеристик ракетных комплексов, состоявших на вооружении, содействовало установлению паритета между СССР и США в 70-х годах ХХ века.
В период 1987 по 1994 годы на боевом дежурстве по железным дорогам страны курсировал боевой железнодорожный ракетный комплекс, оснащённый ракетами Р-23.
Подписание в 1987 году договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и малой дальности, а затем договоров об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-1 (1991 г.) и СНВ-2 (1993 г.) привело к значительному сокращению численности РВСН, снятию с боевого дежурства и ликвидации ракет с разделяющимися головными частями.
В Вооружённых Силах современной России РВСН является самостоятельным родом войск.
В 1995 году Указом Президента Российской Федерации 17 декабря был установлен как День Ракетных войск стратегического назначения.
РВСН — единственный род войск в Вооружённых Силах России, в котором сохранена армейско-дивизионная структура. В настоящее время Ракетные войска стратегического назначения являются родом войск и включают в себя командование РВСН, три ракетные армии, в которые организационно входят ракетные дивизии.
Кроме того, РВСН в своем составе имеют:
- Государственный центральный межвидовой полигон (Капустин Яр);
- Отдельную научно-испытательную станцию (полигон Кура);
- 4-й Центральный научноисследовательски институт;
- Военную академию имени Петра Великого в Москве, а также входящий в неё на правах обособленного подразделения Серпуховский военный институт ракетных войск.
В состав РВСН также входят арсеналы и центральные ремонтные заводы, база хранения вооружения и военной техники. Численность войск сегодня с гражданским персоналом составляет около 120 тысяч человек.
По данным на январь 2012 года, Россия располагала 391 развёрнутым ракетным носителем, способным доставить 1299 боезарядов.
По данным на 2014 год, количество новых МБР «Тополь-М» и «Ярс» в общей доле ракетных комплексов превысило 1/3: из 311 МБР к относительно «новым» относятся — 111 ракет.
По официальным данным на октябрь 2015 года, количество новых МБР в общей доле ракетных комплексов составило две пятых: 136 из 336. По заявлению главкомата РВСН, большинство этих ракет имеют ресурс боевого применения до 2030 года.
С 2011 года Ракетные войска стратегического назначения возглавляет командующий — генерал-полковник С. В. Каракаев.
По мнению командующего РВСН С. В. Караева: «Доля новых ракетных комплексов в группировке РВСН будет постоянно возрастать. Планируется, что если к 2016 г. новые ракетные комплексы составят около 60%, то к 2021 г. в составе ударной группировки РВСН будет 98% новых ракетных комплексов».
В дальнейшем будут постепенно выводиться из боевого состава РВСН ракетные комплексы четвёртого поколения с ракетами РС-18 «Стилет», РС-20 В «Сатана» и РС-12М «Тополь».
При этом запланировано, что ни одна пусковая установка, ни один ракетный полк не выводятся, и не будут выводиться из боевого состава при наличии неизрасходованного эксплуатационного ресурса находящегося у них вооружения.
На сегодняшний день в Российских Вооружённых Силах более 70% ракетных комплексов находятся за пределами гарантийных сроков, однако требуемые показатели их надёжности и технической готовности, тем не менее, сохраняются. Ежедневно не менее 96% ракетных комплексов готовы к немедленному применению.
Безусловно, что ряд факторов потенциально снижает боеспособность РВСН и Российской ядерной триады в целом, в том числе:
- истечение установленного срока службы большинства межконтинентальных баллистических ракет;
- частичное отсутствие покрытия средствами ядерного сдерживания в акваториях Атлантического и Тихого океанов;
- российские ракетные комплексы имеют нулевое полётное задание, и для ввода объекта из «каталога» в полётное задание требуется несколько минут.
В то же время в последние годы имеется и положительная динамика развития Ракетных войск стратегического назначения:
- ввод в строй станций нового поколения системы предупреждения о ракетном нападении в Ленинградской области, Калининградской области и Краснодарском крае;
- вывод на орбиту четырёх спутников серии «Космос» системы раннего предупреждения «Око»;
- внедрение автоматизированной системы боевого управления четвёртого поколения, которая предусматривает доведение приказов боевого управления непосредственно на пусковую установку;
- начало испытаний в 2013 году новой баллистической ракеты средней дальности «Рубеж» и вероятное принятие её на вооружение в ближайшие годы;
- постановка на вооружение к 2018 году железнодорожных ракетных комплексов с новой ракетой по проекту «Баргузин»;
- начало испытаний новой межконтинентальной баллистической ракеты «Ярс» и принятие её на вооружение.
Говоря о возможностях новых российских межконтинентальных баллистических ракет (МБР) типа «Ярс», «Тополь-М» и «Булава», следует иметь в виду, что для решения задачи прорыва ПРО конструкторы предусмотрели такие характеристики, которые позволяют говорить о неуязвимости наших новых ракет на всех участках их полёта.
Особо следует отметить, что в рамках Государственной программы вооружения предусматривается создание принципиально новых средств преодоления противоракетной обороны вероятного противника.
МБР нового типа имеют максимально сокращённый разгонный участок полёта, значительно меньший по продолжительности, чем у ракет старых типов. На этом коротком участке ракеты энергично маневрируют по высоте и по курсу, делая невозможным прогноз точки встречи для перехватчика.
Придание российским ракетам таких свойств было для разработчиков непростой задачей, так как потребовалось создать прочную и лёгкую конструкцию, мощные двигатели и приборы управления, способные точно работать при значительных перегрузках.
Возможности этого комплекса были продемонстрированы техническим средствам контроля США во время испытаний подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс» и морского ракетного комплекса «Булава».
Проведённые за последние годы лётные испытания подтвердили, что эта задача решена. В третьем квартале текущего года в РВСН были поставлены 8 межконтинентальных баллистических ракет, а также приняты в эксплуатацию 12 подвижных пусковых установок, 22 машины обеспечения боевого дежурства, три машины инженерного обеспечения и маскировки.
Вице-премьер Российского Правительства Дмитрий Рогозин так прокомментировал поставку восьми межконтинентальных баллистических ракет в Ракетные войска стратегического назначения: «Считаю, что гособоронзаказ должен быть выполнен в «любую погоду».