Приоритетное внимание к развитию радиоэлектронной промышленности (РЭП) как «точке роста» экономики обусловлено тем, что она является фундаментом технологического уклада начала XXI века, характеризуемом опережающим развитием вычислительной техники, программного обеспечения, телекоммуникаций и робототехники.
Радиоэлектронная промышленность является третьим сектором мировой экономики по масштабам рыночного оборота (после здравоохранения и банковского дела) и первым — по динамике своего развития: темп роста РЭП за последние 30 лет составил около 8% в год. Значительна ее доля в стоимости продукции других отраслей народного хозяйства: на сегодняшний день, например, в автомобилестроении она доходит до 20%, в научном приборостроении — до 40%, в авиационной промышленности — до 55%. Доля радиоэлектроники в стоимости высокотехнологичных бытовых, промышленных и оборонных изделий и систем в высокоразвитых странах составляет 50-80%. По прогнозам доля электронной компонентной базы и радиоэлектронных изделий в ближайшее время достигнет уровня 20% от всего мирового промышленного производства. В стоимостном выражении объем мирового производства продукции РЭП в 2012 году составил 1,8 трлн долл. США, в 2015 эта величина может вырасти до 2,3 трлн, а к 2025 ожидается, что она достигнет 3,8-4 трлн долл. По величине добавленной стоимости радиоэлектроника уже превзошла автомобильную, авиационную и другие высокотехнологичные отрасли.
Состояние РЭП сегодня определяет уровень технологической независимости, экономической, продовольственной, информационной и военной безопасности государства, охраны здоровья и безопасности населения. Об оборонной значимости отрасли свидетельствует тот факт, что в сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса предприятия РЭП составляют 40%. На их долю приходится около 16% объема промышленной продукции и 30% всех научных разработок ОПК.
Радиоэлектронная промышленность России на сегодняшний день представлена более чем 1800 организациями, занятыми разработкой и производством радиоэлектронного оборудования, радиоэлектронных систем и приборов различного назначения. Численность работников РЭП в 2014 году составила 273 600 человек и возросла на 3% по сравнению с 2013 годом, в том числе численность занятых в промышленности — 192 500, в науке — 81 200 человек.
К сожалению, несмотря на повышенное внимание к радиоэлектронике, самым впечатляющим показателем, характеризующим ее современное состояние, является доля импортных комплектующих, доходящих в отдельных отраслях до 82%. Задачу импортозамещения должна решить государственная программа Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы». Для организации работы по формированию отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в гражданских отраслях промышленности Российской Федерации в целях реализации «Плана содействия импортозамещению в промышленности», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2014 года № 1936-р, Минпромторгом России утвержден «План мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности РФ».
В рамках принятых программ и планов приоритетной задачей становится импоргозамещение электронной компонентной базы в отраслях, традиционно являющихся ведущими в промышленности России и во многом определяющих ее безопасность. И, если на рынке радиационно-стойких компонентов для космической и ядерной промышленности, стабильном и небольшом по емкости, российские технологии могут позволить к 2020 году снять зависимость от импорта на 90%, то в других сегментах ВПК и промышленных отраслях гражданского производства проблем много.
В то же время есть примеры комплексного решения задач развития российской радиоэлектроники.
В космической промышленности для повышения эффективности работы российских полицейских АО «Российские космические системы» (РКС) интегрировало в новой разработке передовые цифровые технологии и возможности спутниковой навигации ГЛОНАСС. Разработанные РКС типовые центры мониторинга смогут получать, обрабатывать и передавать информацию с повышенной точностью позиционирования патрульных групп. Пилотный проект уже реализован на объектах автоматизации МВД России в Калужской и Ярославской областях.
Второй пример — российская армия начала получать новейшие комплексы радиоэлектронной борьбы «Москва-1». Изготовитель — входящее в АО «КРЭТ» НПО «Квант», г. Великий Новгород. Комплекс является «мозговым центром» для средств ПВО и систем радиоэлектронной борьбы. Он может одновременно ставить задачи для девяти управляемых комплексов РЭБ типа «Красуха» и систем ПВО. Принципы работы «Москвы-1» основаны на одной из прорывных технологий — радиофотонике, и 98% его комплектующих — российского производства. Оставшиеся 2% — диоды СВЧ-диапазона, транзисторы, отдельные интегральные схемы — некритичны для функционирования комплекса и пока закупаются в Белоруссии — это дешевле, чем организовать производство в России. Конечно, при необходимости, задачей на ближайшее будущее будет исключение из числа комплектующих и этих деталей.
Большая работа по внедрению российских радиоэлектронных технологий проводится холдингом «Вертолеты России» в рамках создания современных винтокрылых машин, удовлетворяющих требованиям самых придирчивых покупателей из стран Европы, Азии, Южной Америки. Отдельно можно выделить интегрированный пилотажно-навигационный комплекс КБО-17 вертолета Ми-171А2 из семейства Ми-8/Ми~17. Он полностью создан по концепции «стеклянной кабины» и представляет собой образец нового поколения системы «ситуационной осведомленности». Обладая равными по сравнению с зарубежными аналогами возможностями в области реализации функций управления, навигации, радиосвязи, отображения информации, российский комплекс имеет перед ними ряд существенных преимуществ за счет реализации дополнительных функций.
Следует отметить, что задача создания инновационного комплекса решалась при широкой кооперации более чем десяти передовых предприятий и научно-исследова-тельских организаций сферы авиационного приборостроения России. Конечно, в данном проекте не удалось обеспечить 100% импортозамещения, но такая задача и не ставилась — важно было обеспечить максимальное сопряжение в едином комплексе самых передовых наработок российских авиационных и радиоэлектронных предприятий и реализовать российскую концепцию «стеклянной кабины» практически.
Из зарубежных инноваций в состав КБО-17 интегрированы: курсовертикаль LCR-100 (Northrop Grumman); автоматический радиокомпас NAV-4000 и радиодальномер DME-4000 (Rokwell Collins); генератор карт RN-7 (Litef). И здесь еще раз повторюсь — разумное обоюдовыгодное сотрудничество с зарубежными партнерами, обмен новыми идеями и технологиями отвергаться не должны ни в коем случае. Не самоизоляция, а расширение и интенсификация кооперативных связей лежит в основе решения наших стратегических задач, в том числе и в области создания конкурентоспособной радиоэлектроники.
В этой связи следует отметить, что важнейшее значение в этой сфере приобретает кооперация стран Евразийского экономического союза — России, Казахстана, Белоруссии, Армении, Таджикистана и Кыргызстана (ЕАЭС). Это направление должно рассматриваться как сектор экономики, способный обеспечить повышение конкурентоспособности других отраслей, а радиоэлектронные компоненты используются сегодня практически во всех.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), как наднациональный регулирующий орган Союза, разработала важный документ стратегического характера — «Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС». Это первый документ по промышленной политике такого уровня на постсоветском пространстве, первый в объединении сгран-участниц.
В сфере радиоэлектроники в рамках ЕАЭС перспективными направлениями для сотрудничества определены совместная разработка и производство оборудования связи и телекоммуникаций, интегральных схем для телекоммуникационного оборудования, сверхмощных светодиодов, датчиков изображения, светотехники, а также автоматизация транспорта и др.
Среди проектов, намеченных к совместной реализации:
- инновационный суперкомпьютер с принципиально новой системой охлаждения;
- кристаллографические ускорители;
- оборудование для упрочнения поверхностей с помощью лазерноплазменной безвакуумной модифицирующей обработки и получения сверхтвердых покрытий;
- компактный излучатель для бортовой системы лазерной космической связи;
- сверхпроводниковые материалы для электроэнергетики, электромашиностроения, транспорта и медицины.
Продолжаются работы по подготовке проектов новых научно-технических программ ЕАЭС: «Автоэлектроника», «Баллистика», «Монолит», «Электронмаш-65», «Луч», «Фотоника», «Светодиоды».
Проекты амбициозны по своим масштабам. Они направлены на обеспечение высокотехнологичной продукцией стран — участников Союза и их успешное участие в конкуренции на международных рынках.
Отмечу, что уже в настоящее время идет активизация производственной и научно-технической кооперации организаций микроэлектронной отрасли Республики Беларусь и России. В ней должны быть задействованы все возможности таких структур, как белорусские производственные объединения «Интеграл» и «Монолит», холдинг «Горизонт», концерн «Планар», Минский научно-исследовательский приборостроительный институт (МНИПИ), Минский научно-исследовательский институт радиоматериалов (МНИИРМ), а с российской стороны — предприятия госкорпорации «Ростех» и другие, задействованные в разработке и производстве радиоэлектроники.
Безусловно, в развитии этой отрасли в странах ЕАЭС существуют определенные проблемы. Первой из них является высокая доля импорта элементной базы радиоэлектроники и, соответственно, необходимость импортозамещения. Отсутствие российских аналогов для импортных деталей приводит к почти полной импортозависимосги при сборке телекоммуникационного оборудования, в том числе в космической промышленности.
Развитию кооперации мешает также нехватка собственных финансовых средств и трудности в получении коммерческих кредитов для финансирования совместных проектов. Барьерами на пути развития кооперации в промышленности в целом и в радиоэлектронике в частности являются и трудности в получении необходимой для установления партнерских отношений информации, сохраняющиеся различия в технических стандартах и законодательстве. Оказывает влияние и заложенный в наших странах еще в советское время разный уровень состояния радиоэлектронной науки и промышленности.
При поиске новых стратегических партнеров для кооперации следует обратить особое внимание на тот факт, что наибольший объем инвестиций в радиоэлектронную промышленность в последние годы отмечается в Китае, Индии и Бразилии. Совокупный объем производства радиоэлектроники этих стран превышает 30% мирового объема, а по темпам его роста они в несколько раз опережают высокоразвитую промышленность США, стран Западной Европы, Японию. Поэтому сотрудничество в рамках группы БРИКС в этом направлении имеет очень хорошие перспективы.
Существует множество способов обойти санкции путем покупки малых и средних инновационных предприятий на Западе, создания совместных предприятий, привлечения в Россию ученых и высококвалифицированных специалистов, в том числе соотечественников, из-за рубежа. Но все же главным, по моему мнению, остается реализация собственного научно-технического, производственного и кадрового потенциала совместно с расширением и углублением кооперации и реализации совместных проектов по производству конкурентоспособной высокотехнологичной продукции в радиоэлектронной сфере. Несомненно, что эффективные действия в этих направлениях придадут мощный импульс развитию всех секторов промышленности России.
Владимир Гутенев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России, президент Лиги содействия оборонным предприятиям