На последних переговорах лидеров стран-экспортеров нефти лидеры России, США и Саудовской Аравии проявили удивительную сговорчивость. Им удалось скоординировать свои действия, чтобы вывести цены на нефть из крутого пике.
Причины и последствия достижения договоренности по нефтяному вопросу обсудили между собой глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев и известный американский журналист Дэвид Игнатиус, представляющий издание Washington Post (WP).
По мнению американского колумниста, с момента своего избрания Дональд Трамп искал повод начать какой-нибудь масштабный совместный проект с российским лидером Владимиром Путиным. И его желанию суждено было осуществиться именно на трехсторонних переговорах между США, Россией и Саудовской Аравией.
Масштаб договоренности, достигнутой по инициативе трех лидеров, поистине грандиозный. Им удалось прийти к общему мнению и убедить в нем другие страны. Это привело к сокращению мировой добычи нефти почти на 20 миллионов баррелей в сутки, что составляет около 20 процентов всей нефтедобычи на планете. При этом к соглашению присоединились страны, которые не являются членами ОПЕК+ и никогда не поддерживали усилия этой организации по регулированию цен на нефть. В частности, речь идет о США, Канаде, Бразилии и некоторых других.
Это можно было бы назвать великой победой, но она не стала таковой из-за коронавируса. Пандемия до такой степени снизила спрос на энергоносители, что на нефтяные цены существенное ограничение добычи повлияло не так сильно, как хотелось бы нефтедобывающим странам. Очень точно об этом выразился глава советников по нефти Boston Consulting Group Дж. Робинсон Вест:
Это хорошо, что соглашение все же заключено, но главный фактор сейчас — это спрос. Так получилось, что сейчас под нефтяными ценами как будто провалился пол.
Но хотя данное соглашение и не так сильно повлияло на нефтяные цены, как ожидалось, оно показало, что в кризисной ситуации оппонентам всегда можно договориться и совместно справиться с проблемами.
Кирилл Дмитриев обратил внимание, что за две недели, предшествующие соглашению, Путин и Трамп разговаривали по телефону пять раз, то есть больше, чем за весь предыдущий год. И совместные усилия этих двух лидеров, как показывают последние события, помогают достичь отличных результатов.
Конечно, в условиях «коронавирусного» кризиса сложно что-либо прогнозировать, но появляется повод надеяться, что взаимодействие Путина и Трампа коснется и других сфер, станет таким же продуктивным. Например, было бы хорошо, если бы лидеры нашли общий язык в вопросе о контроле над вооружениями.