Многовековое пребывание в составе четырёх государств – Турции, Сирии, Ирака и Ирана – оказало влияние на разъединение этого прежде единого народа, который занимает обширный район в верховьях Тигра и Евфрата, в северном и западном Загросе.
Также способствовало развитию разных диалектов и религий, принятых под влиянием местных традиций. Свои государства в истории курдов просуществовали недолго в 30-е и 40-е годы ХХ века (Араратская и Махабадская республики).
Больше всего курдов проживает в Турции (по разным оценкам, от 13 до 20 млн. чел.). На втором месте находится Иран и Ирак, в среднем по 5 млн. чел., с интервалом от 4 до 6 млн. чел. В Сирии проживает 3 млн. курдов, там они появились лишь в начале ХХ века, спасаясь от преследований османской администрации. В религиозном отношении большинство курдов исповедует суннитский ислам (85 %), 8 % — курды-езиды (огнепоклонники в Иране и Ираке), шииты – 5 %, христиане и алавиты в меньшинстве – 2 %.
Однако курды различаются ещё и политически, причём, политический фактор сегодня играет решающую роль в разделении этого народа. Они делятся на два политических клана – натовский и антинатовский. Курды Турции, Сирии и части Ирака (за пределами Иракского Курдистана) объединены под эгидой марксистко-ленинской Рабочей партии Курдистана (РПК), которая в Турции признана террористической организацией. Иракский Курдистан был аффилирован с НАТО и с Израилем с самого начала холодной войны, за что подвергался репрессиям Саддама Хусейна.
В настоящее время активно обсуждается вопрос о создании единого независимого Курдистана на стыке Турции, Ирака и Сирии, с учётом территорий, оккупированных ИГ. Однако для объединения курдов в единое государство, с отторжением части земель независимых стран, нет политического единства, равно как и единого лидера. Лидер РПК Абдулла Оджалан был похищен израильским спецназом в 1999 году и до сих пор находится в заточении в турецкой тюрьме на острове Имралы в Мраморном море. Лидер Иракского Курдистана Масуд Барзани, напротив, находится в союзнических отношениях с Турцией и США.
Курдское единство может быть и существует, но никто не даст им возможности создать свое государство.