Накануне по лентам информационных агентств прошла информация о том, что с территории США не эвакуированы более 70 российских школьников. Информацию подтвердила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. По её словам, речь идёт о 74 учащихся старших классов, которые «застряли» в Соединённых Штатах.
Как выясняется, российские школьники в США находились не в качестве туристов (отдыхающих). О школьниках, что обращает на себя особое внимание, посольство РФ проинформировал Госдеп США. Выяснилось и о том, что в США шла реализации образовательной программы SSSP (Secondary School Student Program).
Захарова:
Теперь ее (этой программы, — прим. «ВО») реализация в пожарном порядке сворачивается из-за пандемии. Принимающая сторона не несёт никакой ответственности за детей, и до сих пор даже не предоставили списков и сведений об их конкретном местопребывании.
По словам официального лица МИД, ведомство узнало о присутствии в США и других детей, которые также проходили обучение по различным образовательным программам. По заявлению Захаровой, принимающие семьи некоторых из них «выставили за дверь».
В МИД РФ подчёркивают, что программы реализовывались американской стороной без информирования об этом российских властей.
Теперь в российском внешнеполитическом ведомстве вспомнили о том, что от программы обмена с США в рамках системы образования FLEX Россия отказалась ещё в 2014 году. Отказ был аргументирован неспособностью США гарантировать благополучное возвращение российских детей домой.
Но, как выясняется, всё это время российские школьники продолжали выезжать в США для обучения. Мария Захарова теперь говорит о «сделанных Госдепу и посольству США в Москве демаршах».
Захарова:
Предметной реакции пока нет.
Из всего этого можно сделать вывод, что даже для МИД ситуация с российскими школьниками в США стала полной неожиданностью.
Получается, что в течение шести лет ни в МИД РФ, ни в министерстве образования и науки (теперь – в Минпросвете) не были в курсе того, что со стороны США программы по обмену школьниками вовсе не были свёрнуты?
История, мягко говоря, странная. В первую очередь она ставит вопрос об уровне контроля, и о том, что образовательные программы на российских детях могут «отрабатываться» и в одностороннем порядке.