Решительная военная операция России в Сирии, начавшаяся 30 сентября в сложной и запутанной обстановке внутри этой ближневосточной страны, и план российского руководства по прекращению конфликта изменили соотношение сил в этой части Земли.

Предложение Владимира Путина включает в себя создание международной коалиции под руководством ООН, которая будет оказывать поддержку сирийским вооруженным силам и правительству Башара Асада в борьбе с терроризмом, проведению парламентских выборов с участием «здоровой оппозиции». Прежде всего, благодаря своему виртуозному военно-дипломатическому ходу Путин сумел взять под контроль ситуацию в Сирии и показать всю неэффективность коалиции во главе с США, в которую входят около 40 государств.

За несколько дней российские летчики уничтожили больше объектов джихадистов, чем коалиция за два года, совершившая около 7 тысяч воздушных рейдов. В результате боевики ИГИЛ изрядно испугались, а их региональные и мировые спонсоры весьма опешили.

Цели России

  1. Показать всю несостоятельность мнимой борьбы с терроризмом, которую пытается демонстрировать западная коалиция. Пусть Белый дом объяснит, что делали в Овальном кабинете в 1983 году афганские моджахеды, из которых при помощи ЦРУ, британской разведслужбы MI6 и Пакистанской межведомственной разведки (ISI) впоследствии вырос ИГИЛ.
  2. Продемонстрировать незаконность действий коалиции. У России есть просьба о помощи, исходящая от сирийского правительства, и разрешение Совета Федерации на использование ВС за рубежом, то есть ее действия находятся в полном соответствии с международным правом.
  3. Заявить о себе в качестве важного мирового игрока и в противовес политике США, на которых лежит ответственность за распространение религиозного терроризма по всему миру, выдвинуть жизнеспособный план мирного урегулирования. Так что если кто ищет мирового лидера, то он перед вами: использует дипломатические методы, но действует жестко.
  4. Показать военную мощь, заставив весь мир пристально следить за российскими действиями в Сирии, по накалу напоминающими Карибский кризис 1962 года.
  5. Внести раскол в ряды коалиции: Германия и даже Турция с Саудовской Аравией поддерживают мирный план Путина, которому удалось убедить их, что главная угроза миру исходит от ИГИЛ, а не от Асада.
  6. Ослабить давление на сирийское руководство. Перейти от западного тезиса «Асад должен уйти» к «на данный момент лучше, чтобы он остался».
  7. Укрепить российские позиции в Сирии, а в конечном счете, и на всем Ближнем Востоке, что позволит вести переговоры с Западом о снятии санкций, введенных в связи с присоединением Крыма.
  8. Провести переговоры о будущем Украины. До настоящего момента Россия предпочитала нестабильную Украину на своих западных границах Украине, вошедшей в состав НАТО. Теперь, наведя порядок в Сирии, Москва будет говорить о Киеве в другой тональности.
  9. Предложить Саудовской Аравии уход с поста президента Сирии в обмен на прекращение финансирования исламского экстремизма в регионе.
  10. Сыграть роль той силы, которая ненасильственным путем отстранила Асада от власти, и замен получить право решающего голоса в выборе его преемника.
  11. Сдержать дальнейшее продвижение исламистов. Чеченцы, возглавляемые полевым командиром Тарханом Батирашвили, являются самой многочисленным контингентом иностранцев в рядах ИГИЛ. В этом вопросе Москва пользуется поддержкой Китая, также являющимся объектом террористической угрозы.
  12. Показать эффективность коалиции в составе России, Ирана, Ирака и «Хезболлы», действующей совместно с сирийской армией, а также иранскими и ливанскими военными, ведущими боевые действия на сирийской территории. Большим успехом Ирана является то, что он добился от Турции (спонсора «Аль-Нусры» и Свободной сирийской армии) прекращения огня на полгода.
  13. Вызвать повышение цен на углеводороды — поскольку сейчас четыре мировых производителя нефти — Россия, Саудовская Аравия, Ирак и Иран — участвуют в боевых действиях. Повышение цен благоприятно скажется на российской экономике. Но эти цены устанавливаются политическими кругами (Саудовской Аравии и США), не обращая внимания на спрос и предложение.
  14. Сорвать планы США и Турции по созданию бесполетной зоны над Сирией, призванной защитить исламских радикалов, а затем начать разваливать страну, после чего должен был бы начаться развал стран по образцу Ирака, Югославии и Ливии.
  15. Изменить состав региональных альянсов: Израиль сближается с Россией. Помимо переговоров о создании Таможенного союза, договаривается с Москвой о полетах израильских истребителей над Сирией и рассматривает возможность передачи России управления нефтегазовым месторождением «Левиафан» на шельфе Средиземного моря, чтобы тем самым предупредить возможное нападение на него со стороны Ирана или «Хезболлы». Взамен Москва перекрыла бы иранские поставки ливанскому ополчению и предложила бы Тегерану вывести своих военнослужащих после нормализации обстановки в Сирии.
  16. Показать Ирану, что только Россия может поддержать режим, хотя российские истребители и используют воздушное пространство Ирана и Ирака, чтобы попасть в Сирию. То есть, Ирану как бы посылают сигнал: «при сближении с Западом учитывайте российские интересы».
  17. Оказать давление на Реджепа Эрдогана (особенно сейчас, когда его позиции очень ослаблены результатами выборов; в стране находятся два миллиона сирийских беженцев и назревает новая гражданская война с курдами) с тем, чтобы он прекратил поддерживать силы, выступающие против Асада.
  18. Заручиться поддержкой Египта, главной страны арабского мира. Генерал Аль Сиси намерен ликвидировать исламистов.
  19. Вернуться в клуб западных стран. И это сигнал тем левым силам, которые все еще путают современную Россию с СССР и считают Путина реинкарнацией Ленина, а не лидером капиталистических правящих кругов, которые с 1994 являются партнерами НАТО. Другое дело, что полицентричное мироустройство лучше для поддержания мира на Земле, чем моноцентричное.
  20. Впервые испробовать в реальных боевых условиях модернизированные истребители-бомбардировщики Су-34.
    Афганистан-2

Россия не может рассматривать Сирию в качестве второго Афганистана в силу следующих обстоятельств:

  • Афганские моджахеды получали от США самое современное оружие, в частности, переносные зенитные комплексы «Стингер». В Сирии же Россия обладает военным превосходством над противником.
  • В Сирии равнинная местность, нет гор и ущелий, где можно попасть в засаду. Но даже при этом российские власти заявляют, что войска туда не отправят.
  • В Афганистане советские войска столкнулись с враждебностью местных жителей, в Сирии часть населения видит в Путине своего спасителя.
  • Россия действует с моря и воздуха. Если перекрыть ей проход в Средиземное море, то это может привести к прямому столкновению между двумя сверхдержавами.
  • Москва отдает себе отчет в том, что Асад безвозвратно утратил власть над страной. Сейчас необходимо спасти от алавитов местность вокруг Латакии и сохранить там важнейший российский пункт технического обслуживания кораблей в порту Тартуса.

Русские идут!

Облегчение, которое испытал Обама после того, как услышал о российской инициативе в Сирии, длилось недолго. Республиканцы ужесточают свои нападки на демократов не только потому, что последние утратили контроль над еще одной ближневосточной страной, но также и потому, что при Обаме США перестали быть важным мировым игроком.

По их мнению, враги Америки — Россия и Иран, а не Китай, как считает президент.

Обама по-прежнему выступает против отправки войск в Сирию (как и на Украину) по следующим причинам: неудачи в Ираке и Афганистане, где еще один натовский самолет сбили талибы, только что захватившие Кундуз; убежденность в том, что подобные действия могут заставить Иран вооружиться всерьез; неспособность сирийской оппозиции объединиться и выдвинуть реальную и жизнеспособную альтернативу, а также то, что, вопреки ожиданиям, народ не поддержал повстанцев, которые оказались гораздо более жестокими, чем армия.

Обама также опасается, что полная дестабилизация обстановки создаст угрозу безопасности Израиля, а возможный вакуум власти, который образуется после ухода Асада, займут исламские террористы. Кроме того, Сирия не обладает необходимой стратегической важностью, которая могла бы оправдать наземную операцию и применить Доктрину об ответственности за защиту населения. И, наконец, в преддверии выборов 2016 года Обаме меньше всего нужен поток снимков его обезглавленных солдат или сотни гробов с их телами.

Обаме нужно либо соглашаться на российский план, или пойти на столкновение с Россией в Сирии. Ни одно из этих решений не добавит голосов демократам.

Сценарий в Сирии усложняется

Несмотря на то, что Россия на данный момент изменила один сценарий, она столкнулась с другим, который включает планы военных действий Пентагона против России с территории Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Болгарии и Румынии.

Маловероятно, что рискованная игра Путина, не предполагающая каких-то действий, направленных на уменьшение страданий простого населения, достигнет своих целей. Не следует забывать и о том, что эта военная операция отрицательно скажется на бюджете и, как следствие, на благосостоянии населения.

Одним словом, счастливого конца для участников сирийского застолья ожидать не стоит.

Наиболее вероятно то, что в Сирии еще несколько лет будет осуществляться трагический ливийский сценарий, после которого наступит балканский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.