Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» до сих пор являются самыми большими в мире атомными подводными лодками, да и вообще превосходящими все по размерам подводные объекты. Созданные в 80-х прошлого века как противовес американским АПЛ класса «Огайо», отечественные лодки превзошли заокеанских конкуренток по многим показателям, и не только по размерам.
И если наша АПЛ была внесена в Книгу рекордов Гиннеса из-за своей длинны в 172 метра, ширины 23,3 метра и осадки в 11,5 метра, то и прочих достоинств у нее также хватало – по скорости хода в подводном положении, по бесшумности среди лодок своего класса, по капсульной конструкции внутреннего тяжелого корпуса и, естественно, по вооружению.
Американцы дали этим лодкам классификацию «Тайфун», видимо, из-за их неудержимой мощи, способной все снести на своем пути. Это параллельное название прижилось и у нас – после слов тогдашнего генсека Леонида Брежнева на ХХVI съезде партии, заявившего, что американским «Огайо» достойно противостоят наши «Тайфуны». Тем не менее российские эксперты в своей лексикологии относительно АПЛ этого проекта предпочитают все-таки настаивать на названии «Акула» или «проект 941».
К слову, изображение акулы можно было увидеть на подкильватерном корпусе первой лодки, стоящей еще на стапелях — при спуске на воду его уже никто не видел. И это было не граффити (говоря современным языком) советских моряков-подводников — силуэт этого морского хищника использовался на неофициальных эмблемах подлодок Северного флота еще в начале 60-х годов прошлого века. Как раз в 18-й дивизии атомных подлодок, куда впоследствии вошли «Акулы» 941-го проекта.
«История этих «подводных линкоров» действительно началась как противовес американской атомной субмарине «Огайо», — говорит официальный представитель ВМФ России капитан 1 ранга Игорь Дыгало. — Наш проект разрабатывался в ЦКБ морской техники «Рубин» (ныне Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Сергея Ковалева. Для строительства лодок этого проекта на Северодвинском судостроительном заводе был сооружен специальный цех — таких габаритов лодки на стапелях не было предусмотрено.
23 сентября 1980 года первый подводный крейсер этого проекта был спущен на воду, а 12 декабря 1981 года он вошел в состав Северного флота под номером ТК-208. Ничего не говорящая аббревиатура (тяжелый крейсер) лишь в 2002 году станет известна всему миру, как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской».
Всего за десять лет было заложено семь АПЛ проекта 941, из которых достроили и сдали ВМФ шесть лодок (последнюю разобрали еще на этапе строительства в рамках договора об ограничении стратегических наступательных вооружений), которые базировались на Северном флоте, в бухте Нерпичья и входили в состав 18-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота.