В 1969 году советский флот поразил американских военных новой и невероятно мощной подводной лодкой, которая в сравнении со своими аналогами имела непревзойденную скорость хода в 45 узлов и глубину погружения в 730 метров.
Однако достигнуто это было большой ценой – высокой шумностью работы внутренних механизмов, которая делала из русской субмарины легкую цель. Об этом рассуждает западный эксперт Айэн Баллантайн.
Подводный болид
«Альфа» [советское обозначение – «Лира»] была огромным шагом вперед в проектировании подводных лодок
— отметил отставной командир подводной лодки Королевского флота Даг Литтлджонс, при этом, учитывая обозначенный недостаток, задавшийся вопросом «А в чем был смысл?»
Баллантайн описывает революционные черты «быстрейшей русской подлодки» в своих книгах, указывая, в частности, на обтекаемый, полностью титановый, корпус субмарины, который «один советский офицер сравнивал с дорогим произведением искусства или космическим кораблем».
С его слов, ЦРУ удалось довольно быстро определить возможности новой лодки, изучив металлолом с советского судомеханического завода, который (металлолом) каким-то невероятным образом оказался на переработке в Пенсильвании, и завербовав шпионов, осматривавших верфь. При этом некоторые американские разведчики сначала скептически отнеслись к тому, что «Альфе» суждено стать серийной ударной субмариной. Однако в начале 1970-х годов ЦРУ полностью осознало реальный расклад.
Они [субмарины «Лира»] были элитой подводных сил России. Неудивительно, ведь «Альфы», казалось, достигали технологического паритета с Западом и даже превосходили его
— поясняет Баллантайн.
Бремя изъянов
Но у новых подлодок имелись серьезные недостатки. В качестве силовой установки использовались новые 155-мегаваттные ядерные реакторы с мощностью в 40 000 лошадиных сил, что «делало субмарины похожими на подводные гоночные автомобили».
Поразительный темп разгона позволил «Альфе» развивать скорость от 6 до 42 узлов всего за 120 секунд, но система охлаждения была чрезвычайно радикальной по своим технологиям и весьма опасной.
— считает эксперт.
Для справки: ПЛ этого типа использовали реакторы с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ), которые помогали снизить давление в системе. Но при этом жидкие металлы обладают способностью проникновения в поры графита.
Кроме того, с его слов, высокая скорость «создавала много шума». В бою с более медленной, менее глубоководной американской, французской или британской подводной лодкой, «Альфа» могла быстро уйти от вражеских торпед и нырнуть настолько глубоко, что давление раздавило бы выпущенные по ней боеприпасы. Но у нее никогда не было шанса нанести ответный удар.
Как только «Альфа» возвратиться на поле боя, она будет уничтожена из-за издаваемого при её работе шума
— указывает Баллантайн.
Служба данного типа субмарин была завершена 1996 году с выводом из состава флота седьмой АПЛ.