Газета «Ведомости» 11 августа 2015 года опубликовала статью Алексея Никольского «Контракт с продолжением», в которой сообщается, что Министерство обороны России подпишет соглашение о закупке еще 48 истребителей Су-35С на открывающемся 25 августа московском авиасалоне МАКС-2015. Сумма контракта Министерства обороны с АО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) составит около 100 млрд рублей.
На открывающемся 25 августа в подмосковном Жуковском авиасалоне МАКС-2015 должен быть подписан контракт между Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и Министерством обороны России на поставку до 2020 г. в Военно-воздушные силы России 48 истребителей Су-35. Об этом «Ведомостям» сообщили два топ-менеджера авиапромышленности и подтвердил источник в Минобороны. Получить официальные комментарии в военном ведомстве в понедельник не удалось. По словам собеседников «Ведомостей», сумма контракта составит до 100 млрд руб.
Истребитель Су-35 был разработан по инициативе компании «Сухой» (первый полет состоялся в феврале 2008 г.) на собственные и заемные средства без участия Министерства обороны, самолет производится на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. В 2009 г. был заключен контракт на поставку ВВС 48 истребителей этого типа на сумму 66 млрд руб., но с тех пор расходы на производство самолета выросли. До конца 2015 г. в ВВС должны быть поставлены последние Су-35 по этому контракту, и одновременно министр обороны Сергей Шойгу поручил завершить к концу года государственные испытания новой машины.
Су-35 (третий самолет с таким названием) представляет собой радикальную модернизацию (первые два самолета с таким названием были гораздо менее глубокими модификациями) истребителя Cу-27, который вместе со своими модификациями составляет основу парка ВВС России и на протяжении 1990-х и 2000-х гг. был главным экспортным военным изделием российской промышленности. На Су-35 установлен новый мощный радар «Ирбис», новый двигатель 117С (создан на основе двигателя АЛ-31Ф), переработана конструкция планера и используются многие другие новейшие системы. До начала поступления в ВВС истребителей пятого поколения Т-50, срок которого из-за сложности работ переносится, именно Су-35 станет самым современным боевым самолетом ВВС.
По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, это соглашение станет самым крупным контрактом ВВС России на боевые самолеты с 2012 г., когда были заключены крупные контракты на поставку 92 бомбардировщиков Су-34 и 60 истребителей Су-30СМ. Вряд ли такие же крупные контракты на боевые машины будут заключены российским военным ведомством и в ближайшие годы, предполагает эксперт. Скорее всего, этот контракт в случае его заключения станет крупнейшим и на авиасалоне МАКС-2015, считает Макиенко.
С самого начала производства Су-35 активно предлагался на экспорт. Одним из первых заказчиков должна была стать Ливия, и переговоры с ней вошли в продвинутую стадию, однако после интервенции западной коалиции и свержения режима Муамара Каддафи этот вопрос отпал. Сейчас в завершающей стадии находятся предконтрактные переговоры по поставке 24 Су-35 для Военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая, говорит человек, близкий к руководству системы военно-технического сотрудничества России. Кроме того, маркетинг машины ведется в Индонезии и ряде других азиатских стран.
Если контракт с Китаем будет заключен до конца текущего года, то всего в 2015 г. российский авиапром получит заказы на 118 истребителей: 46 МиГ-29 для Египта, 24 и 48 Су-35 для ВВС России и Китая соответственно. Не исключено, что будет заключен контракт на поставку еще четырех истребителей Су-30СМ Казахстану.