Объявив Россию и Китай врагами США, Вашингтон внимательно следит за военным строительством в этих странах. Не осталось без внимания и недавнее сообщение газеты «Чайна дэйли» об итогах совещания командного состава Народно-освободительной армии Китая, на котором обсуждался вопрос о необходимости приоритетного развития стратегической бомбардировочной авиации.
В американских СМИ заговорили о подготовке КНР к открытому противостоянию с Соединёнными Штатами в западной части Тихого океана, о возможных ударах китайской авиации в этом случае по вооружённым силам США. Между тем на совещании китайских военачальников, если исходить из информации «Чайна дэйли», речь шла всего лишь об использовании стратегических бомбардировщиков при проведении миссий в отдалённых районах Тихого океана.
Правда, командованием Народно-освободительной армии Китая (НОАК) решено было классифицировать отныне ВВС как «стратегические силы». Ранее этот термин применялся только по отношению ко Второму артиллерийскому корпусу НОАК – ракетным войскам стратегического назначения.
Модернизация ВВС НОАК является, судя по всему, источником наибольшей тревоги Пентагона
В новой военной доктрине китайского государства декларируется, что Китай будет стремиться к мирному развитию страны, но будет придерживаться военной стратегии «активной обороны». Эта концепция в документе раскрывается следующим образом: «Мы не нападём, если не нападут на нас, но обязательно контратакуем, если атаковали нас».
Такая стратегия, естественно, подразумевает наличие соответствующих сил. Тем более что Китай не может не просчитывать возможные варианты развития военно-политической ситуации в западной части Тихого океана. Пекин уже сталкивался с демонстративными вызовами «сверхдержавы № 1». Так было, к примеру, в марте 1996 года, когда КНР объявила о серии испытаний баллистических ракет в море возле Тайваня. Китай и раньше проводил подобные испытания, но тогда США решили отреагировать. Президент США Билл Клинтон приказал направить в район Тайваня авианосную ударную группу во главе с авианосцем «Индепенденс», к её поддержке привлекли вторую группу – с авианосцем «Нимиц», находившимся в Персидском заливе. Военного столкновения тогда удалось избежать, но демонстрация военно-морской мощи США получилась впечатляющей.
В Пекине не могут не учитывать, что с января 2015 года Пентагон руководствуется «Единой концепцией по доступу и маневрированию в глобальном пространстве», пришедшей на смену концепции «Битва на суше и в воздухе». Новый руководящий документ вооружённых сил США, по оценке многих наблюдателей, нацелен на ведение войны именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В марте этого года китайские ВВС уже проводили учение стратегической авиации, в ходе которого впервые в истории страны бомбардировщики выполняли полёты над океанской акваторией между Тайванем и Филиппинами. Как сообщил официальный представитель командования ВВС НОАК старший полковник Шэнь Цзинькэ, учение проводилось с целью повышения уровня выучки экипажей при выполнении дальних полётов. При этом было подчёркнуто, что проведение дальних учебных полётов является обычной практикой для военной авиации многих стран и что полёты китайских бомбардировщиков не направлены против какой-либо страны и полностью соответствуют нормам международного права.
Китайское военное руководство по традиции даёт крайне мало информации о характере проводимых мероприятий боевой подготовки и привлекаемых силах. Но из открытых источников можно было сделать вывод, что учебное бомбометание в воздушном пространстве над проливом Баши выполняли стратегические бомбардировщики Xian H-6К с аэродромов Гуанчжоуского военного округа. Точное количество задействованных боевых самолётов неизвестно.
Xian H-6К является самой современной версией китайской лицензионной копии российского тяжёлого реактивного бомбардировщика Ту-16 и может использоваться в качестве носителя крылатых ракет и ядерных бомб. На вооружение Xian H-6К стал поступать в 2011 году и постепенно заменяет ранние модификации бомбардировщика. Всего, по данным западной печати, ВВС КНР располагали примерно 140 самолётами H-6 различных модификаций.
Бомбардировщик получил новые двигатели. В качестве силовой установки на Xian H-6K используются два турбовентиляторных двигателя Д-30КП-2, разработанных в нашей стране. Внешние отличия машины от предыдущих самолётов заключаются в более крупных воздухозаборниках, а также в отсутствии остеклённой кабины штурмана в носовой части, на месте которой разместился крупный радиопрозрачный обтекатель РЛС.
Применение новых двигателей и современной авионики позволило повысить технические и боевые характеристики ракетоносца. По имеющимся данным, экипаж самолёта сокращён до 4 человек. Боевой радиус увеличен до 3000 км. Боевая нагрузка достигла 9 тонн. Под крылом бомбардировщика Xian H-6K имеются шесть пилонов для подвески крылатых ракет CJ-10A. Эти изделия с турбореактивным двигателем способны развивать скорость до 1050 км/ч и доставлять ядерную или осколочно-фугасную боевую часть на расстояние не менее 1500 км от точки пуска.
С 2008 года 1-й авиационный институт Китайской авиастроительной корпорации, по данным агентства China Aviation News, занимается разработкой с использованием стелс-технологий нового дальнего бомбардировщика для ВВС Китая. Командование НОАК рассчитывает получить бомбардировщик с дальностью полёта не менее 8000 км и с боевой нагрузкой более 10 тонн. Комментируя это сообщение, китайский военно-технический журнал Aerospace Knowledge отмечает, что ВВС НОАК нуждаются в межконтинентальном стратегическом бомбардировщике, способном преодолевать ПВО противника.
В свою очередь электронное издание Guancha пишет: «Военно-воздушные силы Китая нуждаются в новом бомбардировщике, который бы заменил реактивный H-6. Дальность его полёта должна составлять от 10 до 14 тыс. км. Однако пока КНР сталкивается с трудностями в реализации этой задачи из-за несовершенства отечественных двигателей.
По данным издания, в 2015 году на поддержание боеспособности и развитие стратегической авиации НОАК было выделено 7 млрд долларов. КНР якобы в ближайшие 15 лет намерена построить около 100 стратегических бомбардировщиков и 50 самолётов-заправщиков.
Модернизация ВВС НОАК является, судя по всему, источником наибольшей тревоги Пентагона наряду с прогнозируемым расширением китайского военного присутствия в Южно-Китайском море. Это следует из отчёта американского военного ведомства, посвящённого вопросам развития китайской армии. «ВВС НОАК развиваются быстрее, чем когда-либо, – подчёркивается в отчёте, – и быстро сокращают разрыв с западными ВВС…»