5 мая 1994 года был подписан так называемый Бишкекский протокол, закрепивший нынешний статус нагорно-карабахского конфликта. Позиции сторон до сих пор далеки от консенсуса, а Баку и Армения тратят все большие суммы на новейшие системы вооружения.
Юбилей Бишкекского протокола, заявления, призывающего к прекращению огня в нагорно-карабахском конфликте, проходит в обстановке крайне холодного мира, готовящегося в любой момент вспыхнуть горячей войной.
Москве удалось невозможное
Бишкекский протокол, в первую очередь, являлся политическим успехом Москвы и совета Межпарламентской ассамблеи стран Союза Независимых Государств. Официально за подписанием документа, на котором базируется нынешнее шаткое перемирие, стоит Минская группа ОБСЕ, однако именно влияние Кремля в 1994 году помогло остановить войну.
России тогда удалось фактически невозможное. Под документом стоит подпись трех сторон. Договоренности скрепили председатель азербайджанского парламента Расул Гулиев, председатель парламента Армении Бабкен Араркцян, и председатель парламента Нагорного Карабаха, Карен Бабурян.
Последующий документ о прекращения огня, подписанный 12 мая 1994 года, завизировали министр обороны Азербайджана, министр обороны Армении и Командующий Армией Обороны Народного Карабаха.
Василий Атаджанян, в 1994 — консультант председателя Верховного совета НКР, и участник подписания соглашения, так комментирует события:
Именно тот факт, что Нагорно-Карабахская республика стала полноправной стороной в подписании документа и участницей всех договоренностей, позволил прийти к реальному результату.
Для Азербайджана участие НКР в подписании документа являлось вынужденной мерой. По сути, подпись под Бишкекским протоколом де-факто легитимизировала положение Степанакерта как силы, неподконтрольной Баку.
Однако на тот момент Азербайджан стоял перед трудным выбором. Армии НКР и Армении с большой долей вероятности могли захватить важный участок железной дороги Баку – Тбилиси. В случае утраты контроля над этим транспортным узлом Азербайджан терял выход к грузинским портам, а с ними – и возможность транспортировки нефти через бассейн Черного моря. Однако Армения тоже нуждалась в передышке. Поэтому в итоге стороны сели за стол переговоров.
Мирные переговоры
На данный момент и Ереван, и Баку декларируют мирные намерения. Государства пытаются примирить и США, которые устами помощника посла в Азербайджане выразили готовность предоставить площадку для переговоров, и ОБСЕ, которое убеждено, что Москва способна повлиять на враждующие страны, и сама Россия, которая в середине апреля устроила встречу премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Однако между сторонами существует ряд непримиримых противоречий. К примеру, Баку настаивает на том, что целостность территории страны является незыблемым условием переговоров. Кроме того Азербайджан, в отличие от 1994-го года, отказывается признать Степанакерт полноценным участником переговоров. Армения, со своей стороны, ссылаясь на Бишкекский протокол подчеркивает, что прецедент уже был.
Баку и Ереван готовятся к войне
Хотя спонсоры переговоров утверждают, что другого пути решения вопроса, кроме мирного, нет, враждующие стороны усиленно вооружаются.
Армения пытается склонить чашу весов при помощи закупки многофункциональных истребителей Су-30СМ: 4 самолета должны быть поставлены в конце этого года. Они куплены в рамках кредита, предоставленного Россией. Ереван закупает российское вооружение по ценам ниже рыночных, что позволяет ему сохранять паритет с Азербайджаном, чей военный бюджет имеет составляет 1,7 миллиарда долларов против 608 миллионов от Армении.
Азербайджан, в свою очередь, усиливает сотрудничество с Турцией и Израилем, и заявляет о готовности укреплять армию.
В среднем в зоне конфликта за год гибнет несколько десятков человек.