Работать с одинаковой эффективностью в любое время суток и погодных условиях — таковы возможности новейшего российскогофронтового бомбардировщика Су-34 прозвано по классификации НАТО Fullback — «Защитник». А в российской армии, за форму носового обтекателя кабины — «Утенком».
В ходе внезапной проверки подразделений Северного флота эти машины наделали много шума в Арктике и небе над Балтийским морем. Оно и понятно. Ведь «гибрид» истребителя и бомбардировщика с одинаковой легкостью может, как выполнять фигуры высшего пилотажа, так и наносить ракетно-бомбовые удары по хорошо защищенным объектам.
Активное начало эксплуатации Су-34 в войсках, ознаменовало новую эпоху в развитии отечественной военной авиации. Машина идет на смену предыдущему поколению фронтовых бомбардировщиков Су-24 (324 штуки) и даже значительно большему по размеру, дальнемубомбардировщику Ту-22М3.
По своим боевым характеристикам Су-34 значительно эффективней предшественников из-за чего их попросту нужно меньше. В рамках госпрограммы вооружения до 2020 года ВВС планируют получить не менее 200 таких истребителей. Только в этом году летчики получат 16 штук Су-34. Об этом сообщил глава дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации Владимир Михайлов. А общая их численность в составе ВВС составит более 65 машин.
Разработка Су-34 началась в середине 80-х годов на основе истребителя Су-27. Фронтовой бомбардировщик Су-34 отличается от прототипа меньшей скоростью — 1900 километров в час против — 2420 километров в час у Су-27, и несколько худшей маневренностью, но имеет намного большую взлетную массу — в перегрузке до 45 тонн. Двухместную кабину, в которой лётчик и штурман не «дышат в затылок» друг другу, а сидят «плечом к плечу» — такое решение улучшает эргономику рабочих мест и упрощает взаимодействие между членами экипажа.
Уникальный в своем классе самолет на Западе не случайно прозвали Fullback — Защитник. В этой машине возможности тяжелого истребителя отлично сочетаются с функциями ракетоносца и бомбардировщика, а современная техническая начинка — с комфортом. Пока самолет не поднимется на 11 тысяч метров, пилоты практически не ощущают перегрузок и могут большую часть маршрута не пользоваться кислородной маской. Кабина «Сухого» оборудована всем необходимым для дальних рейдов — на борту имеется санузел и мини-кухня с микроволновой печью, в кабине достаточно пространства для отдыха. В отличие от того же Ту-22М3 есть возможность встать со своего места, распрямиться во весь рост.
Мощная ударная машина на базе истребителя специализируется на уничтожении сильнозащищенных целей, ночью и днем, в самых сложных погодных условиях, в условиях мощных радиоэлектронных помех и эшелонированной противовоздушной обороны. В варианте с нормальным взлетным весом (39 тонн) дальность полета Су-34 — 4000 км. С дополнительными топливными баками — 7000 км. Су-34 объединил в себе опыт боевого применения ударных машин в локальных конфликтах. Впервые в истории авиации, кабина фронтового бомбардировщика выполнена в виде прочной бронекапсулы. Экипаж и важнейшие агрегаты самолета прикрыты титановой броней толщиной до 17 мм.
Уникальной особенностью Су-34 стало наличие второй РЛС для обзора задней полусферы — система вовремя предупредит экипаж об угрозе, и, если потребуется, ответит залпом управляемых ракет на попытку вражеского истребителя ударить «сухому» в спину. Су-34 может нести до 8 тонн боевой нагрузки. На 12 узлах внешней подвески, встроенная авиационная пушка калибра 30 мм. Широкая номенклатура вооружения: свободнопадающие бомбы и блоки неуправляемых ракет, комплекс высокоточного оружия на основе корректируемых авиабомб и ракет класса «воздух-поверхность» — различных по массе и назначению.
Кроме ударного вооружения, самолет может нести на внешних узлах контейнеры радиоэлектронной борьбы, подвесные топливные баки, контейнеры малогабаритных грузов и авиационное вооружение для ведения воздушного боя, в целом аналогичное истребителю Су-27. В арсенал входят управляемые ракеты воздушного боя малой дальности Р-73 (AA-11 Archer), способная уничтожать цели на высотах от 0,02-20 км с перегрузками до 12 g (максимальная скорость поражаемых целей до 2500 км/ч). УР средней дальности РВВ-АЕ (АА-12) способна перехватывать цели, летящих со скоростью до 3600 км/ч и на высотах от 0,2 до 25 км (самолет может поразить цель, летящую над ним выше на 10 км). Новая версия ракеты имеет дальность стрельбы 150 км.
Впервые Су-34 применялся в ходе войны в Южной Осетии в 2008 году. Самолёт использовался для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с системами грузинской ПВО. Для подавления радиоэлектронных систем грузинской армии Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло зенитным — ракетным комплексам Грузии успешно проводить отстройку от помех. По наиболее опасным зенитно-ракетным комплексам «Бук» и С-125 Су-34 нанесли ракетные удары. В результате чего уничтожили ключевую грузинскую радиолокационную станцию 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори полностью «ослепив» всю систему противовоздушной обороны страны.
Броневая защита кабины экипажа и жизненно важных узлов самолета позволяет Су-34 переносить более тяжелые повреждения, по сравнению с другими самолетами этого класса. Действовать буквально на переднем крае наступающих или обороняющихся войск. А высокий модернизационный потенциал обеспечивает ему срок службы в 30-35 лет. По поводу последнего пункта военные не лукавят. С момента разработки до постановки в серийное производство Су-34 уже трижды модернизировался. Так, что военные даже не знают насколько машины с первыми порядковыми номерами будут отличаться от тех, что получат через несколько лет.