Французский портал «Mer et Marine» опубликовал весьма интересную статью «Le transfert à Brest du Vladivostok n’est pas à l’ordre du jour» о ситуации с построенными для России десантными вертолетными кораблями-доками (ДВКД) типа Mistral и французской судостроительной промышленностью. Положение иллюстрирует известное выражение «чемодан без ручки», и очевидно, что принятые в Париже политические решения крайне негативно воспринимаются французским ВПК.
«Неделю назад мы упоминали о возможном переходе в Брест первого российского десантного вертолетного корабля-дока (ДВКД), который уже пять месяцев прикован к набережной Сен-Назера. Это предположение не актуально, как нам сообщили в «информированных кругах». Однако это не исключает того факта, что все эже событие случится в ближайшие месяцы. Все в конечном счете будет зависеть от развязки в контракте, подписанном в 2011 году с Россией на поставку двух ДВКД.
Головной корабль – «Владивосток» должен был быть передан в начале ноября, но его сдача России была заблокирована президентом Франции, который связал ее с урегулированием ситуации на Украине. Что касается второго корабля — «Севастополя», то 16 марта он приступил к ходовым испытаниям и вернулся в Сен-Назер в пятницу 20 марта после четырехдневных испытаний в районе Бель-Иля. В ближайшие недели предусмотрены очередные выходы в море, в соответствии с контрактом его сдача запланирована на октябрь.
Корабль, который стоит дорого и который занимает место
Заморозка передачи «Владивостока» вызывает несколько проблем. Так, его простой ложится бременем на производителя – компанию STX France, которая строила оба корабля, и концерн DCNS, который является контрактодержателем. Охрана, обслуживание, аренда причальной стенки…
Цена составляет 2,5 млн евро в месяц. Но головной российский корабль является источником головной боли, так как он загромождает причальную стенку Сен-Назера. На этом месте должен был швартоваться речной прогулочный корабль Loire Princesse, на котором должны были вестись достроечные работы. В результате предприятия группы Neopolia были вынуждены выбирать другую набережную, неподалеку от сухих доков. Это менее приспособленная для этого территория и не является идеальным решением, при этом после передачи заказчику Loire Princesse в конце марта, за ним должны последовать еще несколько речных кораблей.
Невозможность использования бассейна С
В обычное время другим решением было бы пришвартовать «Владивосток» в бассейне С верфи STX France, но этот огромный док находится в ремонте, чтобы снова превратиться в сухой док. А в коне июня он примет самый большой в мире пассажирский лайнер Harmony of the Seas для проведения его достройки. Это также означает, что STX France более не сможет использовать для круизных лайнеров оружейную набережную бассейна Пеное, где сейчас находится «Севастополь».
Развязка в контракте в ближайшие месяцы
На настоящий момент представляется, что по меньшей мере до мая французы будут свободны от претензий со стороны России. Затем, если Париж будет продолжать придерживаться своей позиции и не отдавать «Владивосток», Москва может потребовать возмещение уже уплаченных сумм и требовать выплаты штрафов. Их должен определить арбитражный суд. Также стоит посмотреть на то, коснется ли это также и второго ДВКД, то есть всей программы целиком, с учетом того, что сумма контракта составила 1,2 млрд евро, из которых приблизительно 80% уже было выплачено (по крайней мере доля STX France, которая составляет 600 млн евро).
В этом случае Франция останется с двумя кораблями и головной болью в отношении их дальнейшей судьбы. Так как несмотря на внешнюю схожесть с тремя универсальными десантными кораблями французского флота, «Владивосток» и «Севастополь» в своем нынешнем виде не могут использоваться ВМС западных стран. Для этого их надо привести к стандартам НАТО и поменять значительной число коммуникаций, в особенности электрических и энергетических. Стоимость таких работ будет немаленькой. При этом французские ВМС никоим образом не испытывают нужды в этих кораблях, ни имеют на них средств, а предположения, что они могут быть переданы НАТО представляются ее менее вероятными.
Выход может быть только в случае флотов стран, не входящих в НАТО, для которых российские стандарты не являются проблемой. Также стоит упомянуть и то, что покупка бывших российских кораблей третьими странами дипломатически не будет расценено как дружественный шаг по отношению к Москве, как в отношении Франции, так и потенциального покупателя.
План Б
В любом случае, если в течение ближайших месяцев с Россией не будет найдено какое-нибудь решение, сложно представить, каким образом промышленность изъявит согласие продолжать платить за «Владивосток» и «Севастополь». Государство, которое несет ответственность за эту ситуацию, без сомнения будет обязано выкупить эти корабли и придумать им применение. И в этом случае идея о переходе в Брест может получить второе дыхание. При этом очевидно, что судостроители все еще надеются найти приемлемой решение с Россией, но недели быстро бегут, и скоро надо будет думать о плане Б, в случае, если…