Индия сделала выбор в пользу российских истребителей. Крупная сделка по покупке Индией 126 французских истребителей Rafale оказалась в тупике. И теперь власти страны намерены заключить более крупный контракт с Россией на совместную разработку малозаметного истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Об этом 11 марта сообщило индийское издание The Times of India.
Напомним, основа этого самолета — российский истребитель пятого поколения Т-50, созданный ОКБ Сухого в рамках проекта ПАК ФА, который должен поступить в войска в 2016 году.
По информации издания, Дели планирует получить первые экспортные варианты Т-50 через 36 месяцев после подписания основного контракта, а не через 94 месяца, как предусматривалось ранее. При этом в связи с сжатыми сроками Индия готова отказаться от первоначального плана, который предусматривает равное участие в конструировании и разработке, а также от того, чтобы все самолеты строила индийская компания Hindustan Aeronautics.
— Мы согласились на меньшую долю участия в работах ради прагматичного контракта, согласно которому первоначальная партия будет импортирована, а оставшаяся часть будет создана здесь по программе передачи технологий, — заявил высокопоставленный источник в Минобороны Индии.
Индия намерена ускорить проект на фоне резкого сокращения числа истребителей. Отметим, что Россия и Индия подписали соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения FGFA еще в 2007 году. По некоторым данным, Индия планировала закупать экспортные варианты Т-50 по цене 100 млн. долларов за самолет.
Ситуация вокруг Rafale до сих пор остается туманной. Так, 25 февраля издание Times of India сообщила о том, что Франция и Индия подписали соглашение о поставке первых 24 истребителей Rafale, однако затем заметка была удалена с сайта газеты. Сообщалось, что по условиям тендера, сторона, получившая контракт, обязана поставить Индии 18 истребителей, а остальные 108 должны быть собраны на заводах заказчика. 16 февраля газета Business Standard со ссылкой на компетентные источники в индийском военном ведомстве сообщила, что индийские военные намерены отказаться от приобретения французских истребителей Rafale, разработанных компанией Dassault, из-за слишком высокой стоимости этих машин. Возможной альтернативой французским истребителям могут стать российские Су-30МКИ.
Напомним, истребитель Rafale был выбран министерством обороны Индии в ходе тендера MMRCA (medium multi-role combat aircraft), по итогам которого планировалось приобретение 126 машин стоимостью в 10 млрд. долларов. В тендере участвовали, помимо Rafale, истребитель Typhoon, разработанный концерном EADS, шведский SAAB JAS-39 Gripen, американские F-16 и F/A-18E/F и российский МиГ-35.
Заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев считает, что сообщение The Times of India о том, что Индия ускоряет работы по программе истребителя пятого поколения FGFA, связано с тендером по Rafale лишь формально.
— Это истребители разных классов. Индийский авиапарк стремительно устаревает. МиГ-21 и МиГ-27, стоящие на вооружении их ВВС, постепенно выводятся из эксплуатации, то есть количество боеготовых эскадрилий уменьшается. Сейчас сложно сказать точно, отменена ли сделка по Rafale либо нет. Думаю, мы получим ответ 31 марта, так как эта дата — конец финансового года в Индии. Если за оставшееся время Дели не подпишет контракт, то он может быть отложен еще на неопределенное время или вообще аннулирован.
Насколько я знаю, индийский стратегический план обороны предусматривает 42 боеготовых эскадрильи истребителей разных типов – тяжелых, средних и легких. Но на текущий момент они не добирают до 36 эскадрилий полного состава. Количество боеготовых эскадрилий просчитывается с учетом вывода из эксплуатации устаревших истребителей.
Таким образом, для того, чтобы компенсировать задержку по Rafale либо полный отказ от этих самолетов, совершенно логично ускорить создание истребителя пятого поколения. Откровенно говоря, министерство обороны Индии уже давно должно было пойти на такой шаг, а не препираться по поводу доли участия в разработке истребителя. Также Индия требовала двухместный вариант истребителя, в то время как для ВВС России Т-50 проектировался в одноместном варианте и т.д. Чтобы удовлетворить требования индийцев требуется громадная работа по перепроектированию самолета. Сейчас вроде Индия действительно начала идти на уступки: соглашается разделить процент своего участия не в пропорции «50 на 50», а с меньшей выгодой для себя, плюс готова купить первую партию истребителей в одноместном варианте. Все это говорит о том, что руководство Индии действительно будет ускорять работы по истребителю пятого поколения.
Отмечу, что в случае отказа от Rafale Индия наверняка закупит дополнительную партию самолетокомплектов и готовых Су-30МКИ. Покупка «сушек» позволит подержать авиационный парк на должном уровне в более короткие сроки, чем поставка истребителей пятого поколения.
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член экспертного совета коллегии военно-промышленной комиссии Виктор Мураховский замечает: Т-50 еще не поступил на госиспытания, проходит отработку авиационных средств поражения и прочих элементов. То есть разработка истребителя в рамках программы FGFA, закупка истребителей пятого поколения – это отнюдь не оперативное решение проблемы пополнения авиапарка.
— Индия выдвигает специфические требования к этому истребителю, которые надо воплотить в конструкции, а потом испытать, поставить на серийное производство. Истребитель FGFA, скорее, сменит не МиГ-21, которые должны заменить Rafale или Су-30МКИ первых партий, а Су-27.
— Насколько реалистично форсирование сроков – с 94 до 34 месяцев?
— Вполне достижимо, если переключиться на наших разработчиков и производителей. Всем известны «успехи» индийской компании HAL по срокам разработки собственного истребителя Tejas (программа по созданию многофункционального истребителя индийской разработки была начата еще в 1983 году), которая поставила один из мировых рекордов по длительности разработки. Поэтому если в этом деле Индия переключатся на РФ, то вполне реально выйти на срок в 36 месяцев.
— Вы сказали про специфические требования Индии к российскому истребителю пятого поколения… Индийцы хотели самолет с двухместной кабиной пилота и чтобы это никак не отражалось на стелс-характеристиках самолета. Они также настаивали на том, чтобы истребители были оснащены новыми двигателями, а не «изделием 117» — модернизированным вариантом двигателя АЛ-31Ф… Их требования возможно удовлетворить?
— Во-первых, стелс – весьма специфическая технология, которая работает в весьма узком диапазоне. Поставьте радары метрового диапазона, и любой стелс-самолет будет виден также, как и не стелс. То есть наличие этой технологии — не главный признак истребителей пятого поколения. Во-вторых, Индия традиционно придерживается подхода: управляет самолетом летчик, а за атаку отвечает оператор систем вооружения, поскольку, как говорят индийцы, самолеты будут использоваться не только для завоевания превосходства в воздухе, но и для работы по наземным и надводным целям. Что ж, такой подход имеет право на жизнь. Они в этом смысле меньше полагаются на технику, а больше – на людей.
— 7 декабря 2011 года министр обороны Франции Жерар Лонге предупреждал, что производство Rafale будет свернуто, если не появятся иностранные заказы на истребитель. Считается, что победа самолета в январе 2012 года в индийском тендере спасла машину от снятия с производства. Почему тогда французы не желают делиться с индийцами технологией производства истребителей?
— Да, на самом деле только Индия может спасти Rafale, потому что на рынке вооружений эти дорогие самолеты особой популярностью не пользуются. На мой взгляд, тут главный вопрос в том, что не все технологии целиком и полностью принадлежат французам. В строительстве Rafale в рамках кооперации ЕС было достаточно много участников: итальянцы, немцы и т.д. Возможно, что патентами на некоторые технологии французы не владеют и просто не могут их передать в полном объеме. В этом смысле показательна история с пресловутым итальянским бронеавтомобилем Iveco, производство которого пытались организовать в РФ. Напомню: когда встал вопрос о локализации передачи технологий, оказалось, что итальянцы сами не владеют некоторыми ключевыми технологиями.
— На ваш взгляд, Индия все-таки окончательно откажется от Rafale или все те противоречивые сообщения, которые каждую неделю появляются в зарубежной прессе, свидетельствуют о том, что Индия по-прежнему ведет торг с Францией?
— Да. Думаю, сейчас идут политико-коммерческие игры, цель которых – дожать французов до того уровня цен до того уровня передачи технологий, которые хотят видеть индийцы. Скажем, подобные игры были и с бронетанковой техникой, когда индийцы дожимали нас, чтобы мы передали технологии и организовали производство Т-90С и боеприпасов к ним на их предприятиях… Напомню, что сейчас Индия сейчас заключили контракт на поставку уже дополнительных машинокомплектов танков, выполняется контракт на поставку боеприпасов. То есть индийцы «играют» до того уровня, пока это не становится критичным для их вооруженных сил.