Фотография секретной бронемашины появилась на одном из весьма популярных и авторитетных среди специалистов блогов, который специализируется на военной технике. Снимок без ссылок на источник с простой подписью «танк». Однако все, кто интересуется бронетехникой, ахнули: да это же «Армата«, танк нового поколения, который держался в строгом секрете.
Естественно, в блогосфере тут же появилась масса суждений и комментариев. Значительная часть из них полна отчаяния. Не то ждали всезнающие диванные эксперты. Танк будущего показался им и большим, и угловатым, а по ходовой части похожим на старый Т-80. А ведь ждали чего-то приземистого, зализанного, фантастически-грозного в стилистике «Звездных войн». Впрочем, не исключено, на фотографии не «Армата», а объект 195 — тяжелый танк, который был построен еще в конце 1990-х годов. Однако не секрет, что та машина, которая создана сейчас и которая будет носить цифровое имя Т-14, слегка облегченный вариант экспериментального объекта 195. По сути же это одно и то же.
Разочарованных блогеров понять можно. Еще недавно перспективный российский танк рисовали с приплюснутой обтекаемой башней, а корпус и катки закрывались мощной динамической защитой. А что на фотографии? Почти открытые катки и необитаемая башня, судя по снимку, большая, чем обитаемая у Т-90. Ну и что? По фото видно, что машина только что пришла с полигона — вся в грязи.
А это говорит о том, что на Урале наконец-то разработали, воплотили в металл и испытывают действительно революционный танк XXI века. В мире ничего даже близко похожего нет. И скоро мы это чудо увидим вживую.
Танки Т-14 «Армата» готовятся к отправке на площадку в Алабино, где с начала марта начнутся тренировки парадных расчетов, которые пройдут по Красной площади 9 Мая. Помимо бронетехники нового поколения нам покажут и другие военно-технические новинки.
Пока же вокруг «Арматы» сохраняется некая интрига. На фотографии и башня, и пушка укутаны маскирующим материалом. Кстати, вполне возможно, даже на параде в честь 70-летия Победы многие элементы танка закроют фальшпанелями, что оправданно. Машина еще не прошла войсковых испытаний, и окончательный облик башни не сформирован. Скорее всего, и обвес ходовой части будет другим.
Что отличает танк нового поколения от всех ныне существующих в нашей стране и за рубежом?
Экипаж из трех человек расположен в бронекапсуле, находящейся в передней части корпуса. По словам специалистов, передняя проекция имеет многослойную комбинированную бронезащиту, выдерживающую прямое попадание любого типа из существующих сегодня снарядов — подкалиберных и кумулятивных. Кроме того, передняя полусфера прикрыта активной защитой, способной сбить на подлете также любой тип противотанкового боеприпаса, в том числе подкалиберные снаряды, что ранее считалось невозможным в принципе.
Об активной защите «Арматы» стоит сказать особо. Фактически это индивидуальная противоракетная и противоснарядная оборона танка. Она защищает машину от ударов, в том числе и с воздуха. Так что не будет даже самый современный вертолет «Апач» иметь стопроцентный шанс уничтожить Т-14 своими ракетами. Активная защита расположена по всему периметру башни на различных уровнях, что обеспечивает плотную защиту наиболее важных элементов танка.
Центральный отсек, где находится боекомплект, защищен так, что ему не страшны даже укрывшиеся в подвалах гранатометчики. Противоракеты прикрывают именно нижние боковые полусферы вокруг башни.
Двигатель и моторно-трансмиссионный отсек находятся в корме корпуса. Дизель отечественный, причем достаточно необычной конструкции. Заявленная мощность — не менее 1500 л.с.
Корпус удлиненный, имеет семь опорных катков, что говорит о том, что танк имеет повышенную массу. Возможно, около 50 тонн.
Боевые информационно-управляющие системы построены на современных цифровых технологиях и твердотельной элементной базе отечественного производства. Вероятность поражения цели первым выстрелом близка к ста процентам. Для жизненно важных элементов предусмотрен постоянный мониторинг их состояния. Это позволяет предвидеть возможную неисправность еще до ее возникновения. Что, в свою очередь, значительно повышает надежность и ремонтопригодность сложной бронемашины.
Корпус напичкан видеокамерами. Они позволяют экипажу наблюдать круговую обстановку вокруг танка. Если требуется, то включается трансфокация, и отдаленный объект можно рассмотреть в деталях. Имеется возможность тепловизионного и инфракрасного видения в любых погодных условиях днем и ночью.
Чтобы оценить настоящий конструкторский и технологический прорыв российских танкостроителей, надо вспомнить не столь уж и давнюю, но засекреченную историю. Оказалось, спроектировать и построить действительно новый танк гораздо сложнее, чем новый самолет. Уже летают истребители пятого поколения, а на вооружении во всем мире стоят танки лишь второго послевоенного поколения. Так что «Армата» станет первым серийным танком третьего поколения. Хотя кому-то не терпится записать ее в пятое. Не в цифрах дело, а в том, что бронетехника, при всей ее внешней простоте, относится к сложнейшим видам боевых машин.
Начиная с середины 1970-х годов во всем мире пытались подступиться к созданию принципиально нового танка. В СССР эскизные проработки велись в трех существовавших тогда КБ — Ленинградском, Нижнетагильском и Харьковском. Тема имела общее название «Молот».
По мнению специалистов-танкостроителей, самый неудачный образец построили в Харькове. Очень неплохую машину создали в Ленинграде. Но до конца проект смогли довести лишь в Нижнем Тагиле. И хотя объект 195 уже не отвечал требованиям военной доктрины новой России, он стал прекрасной базой для создания «Арматы». На «Уралвагонзаводе» сделали то, что не смогли ни в США, ни в Германии, ни в Китае. Никаких импортных блоков в нашем танке не будет. Это целиком русская машина.
Ждать официальной премьеры «Арматы» осталось совсем недолго. Но уже сейчас можно сказать: наши танкисты получат действительно грозную технику нового поколения.
Мда… Фото реально разочаровала. Говорили что экипаж будет находиться сзади, да и формы танка описывали совсем другие.