Когда новый унифицированный ударный истребитель ВВС США F-35 Joint Strike Fighter, уже обошедшийся Пентагону в 400 миллиардов, будет, наконец, принят на вооружение после почти двадцати лет разработки и испытаний, он окажется не в состоянии поддерживать наземные войска столь же эффективно, как более старые самолеты. Его сенсоры не дают достаточно хорошего обзора, а информацию, полученную с его видеокамер, невозможно передавать пехоте в режиме реального времени.
Специальные версии этого одномоторного стелс-истребителя предназначены для замены почти всех более ранних моделей в арсенале Военно-воздушных сил, Военно-морского флота и Корпуса морской пехоты США, включая такие специально разработанные для поддержки наземных войск самолеты как А-10 Warthog. Когда это произойдет, пехота будет подвергаться повышенному риску остаться без поддержки с воздуха.
«F-35 к моменту достижения начальной боевой готовности окажется устаревшим на 10 лет», сказал в беседе с военным обозревателем Дэйвом Маджумдаром один из офицеров ВВС, связанный с программой F-35. «Его вооружение и возможности сенсора не будут отвечать требованиям ближней авиационной поддержки, которым соответствовали многофункциональные истребители в середине прошлого десятилетия.
Эта проблема связана с тем, что его технология, применяемая в его электронно-оптической системе прицеливания (ЭОСП), разработанная десять лет назад, безнадежно устарела. ЭОСП, в свое основе похожая на большую инфракрасную телевизионную камеру высокого разрешения, используется для визуальной идентификации и мониторинга наземных целей. Система также способна помечать цели для авиабомб с лазерным наведением.
«Электронно-оптическая система прицеливания – большой шаг назад. Этой технологии уже больше десяти лет, она не оснащена появившимися за последнее время усовершенствованиями, а кроме того существуют некоторые компромиссы между летными качествами и степенью неуязвимости для радаров. Я думаю, это одна из причин, которые вызовут у парней разочарование авионикой новой машины», сказал журналисту еще один офицер ВВС, знакомый с программой F-35.
Забавно, но более старые модели самолетов, состоящих на вооружении ВВС, ВМФ и морской пехоты, могут быть оборудованы сенсорным площадками последнего поколения, гораздо более продвинутыми, чем сенсор ЭОСП, который установлен на F-35. Датчики последнего поколения, такие как Lockheed Martin Sniper ATP-SE и Northrop Grumman LITENING-SE, дают гораздо лучшее видеоизображение высокого разрешения как в инфракрасном, так и в оптическом диапазоне, к тому же – с более отдаленных расстояний. Более того, они обладают способностью передавать эту видео-информацию наземным войскам, снабжая их таким образом бесценными разведданными.
Оба устройства могут также помечать цели инфракрасным лазерным лучом (функция, которая отсутствует у ЭОСП), что помогает пилотам и наземным комплексам управления координировать их действия в атаке. Некоторые пилоты считают наличие инфракрасного маркера необходимым элементом ближней авиационной поддержки наземных войск. Установленная на F-35 система ЭОСП, являющаяся интегральным компонентом нового истребителя, рассматривалась как замена прицельной системе контейнерного типа с целью сохранить антирадарные свойства истребителя-бомбардировщика. (Прицельные системы контейнерного типа могут немного выступать наружу и допускают «просачивание» нежелательных сигналов). Однако, помимо некоторых компромиссов между летными характеристиками и антирадарными качествами, это также снижает возможности усовершенствования системы, разработанной в основе своей более 15 лет назад, гораздо раньше, чем кто-то мог представить себе, что самолет будет снабжать мгновенной видео-информацией наземные войска.
Когда во второй половине 90-х годов Пентагон составлял первоначальную версию программы F-35, система ЭОСП была «последним писком» технологии. Однако, за те четырнадцать лет, которые прошли со дня заключения контракта между Пентагоном и компанией Lockheed на его разработку, технологии усовершенствовались с учетом опыта, полученного в военных действиях. За это время ЭОСП устарела на два поколения, иными словами, ее камера не обладает той разрешающей способностью, которая достигнута в действующих системах наведения, установленных на американских истребителях, летающих в Ираке, Сирии и Афганистане. Это также означает, что будущие пилоты F-35 не будут иметь возможность видеть поле боя столь же подробно, как в действующих моделях американских самолетов.
ВВС в настоящее время использует на многих своих истребителях, таких как F-16, продвинутую систему LITENING-SE, которая на два поколения более совершенна, чем старая LITENING II. В то же время компания Lockheed Martin поставляет военно-воздушным силам новую Sniper Advanced Targeting Pod-Sensor Enhancement (ATP-SE), которая является усовершенствованной версией оригинальной Sniper XR, на которой основан сенсор ЭОСП, установленный на F-35. Что еще хуже, F-35 не сможет отправлять свою (низкокачественную на сегодняшний день) видео-информацию наземным войскам, поскольку его характеристики соответствуют задачам, поставленным еще до начала военных действий в Ираке и Афганистане. В то время никому не приходило в голову, что видео может передаваться с истребителя в режиме реального времени. Больше того, не существует никаких планов, предусматривающих обеспечение такой возможности для F-35.
Отсутствие блока инфракрасного целеуказателя – еще одна большая проблема, считают многие пилоты американских ВВС, обладающие опытом военных действий по оказанию авиаподдержки наземным войскам. На таких машинах как А-10, F-15E или F/A-18 Hornet, в тот момент когда наземные войска приближаются к координатам цели или когда пилот замечает вражеские войска, ведущие огонь, он может включить инфракрасный целеуказатель для обозначения положения цели. Если наземный комплекс управления, который известен под названием Joint Terminal Attack Controller (передовой авиационный наводчик) видит «огонек» инфракрасного указателя, он может подтвердить, что пилот обозначил точное положение цели. Кроме того, если пилот увидит нечто, представляющее интерес, он может использовать инфракрасный целеуказатель с целью привлечь внимание наземного комплекса управления, который затем установит и подтвердит степень актуальности указанной цели. «F-35-е никогда этого не смогут сделать», с горечью сказал журналисту один из сотрудников программы.
Официальные представители производителя, компании Lockheed Martin, не смогли ответить на эти вопросы во время встречи с журналистами, однако, по всей вероятности, у программы F-35 отсутствуют какие–либо планы относительно решения данной проблемы.
Один из представителей ВВС сказал, что при наличии достаточного времени и дополнительных вложениях систему ЭОСП в принципе можно было бы исправить. Однако, это увеличило бы стоимость каждой машины еще на 5 миллионов долларов. «Проблема заключается в особенностях военно-промышленного комплекса США. Они сознательно создают продукцию, которая требует огромного количества денег для ее модернизации, хотя на самом деле должны были бы планировать это заранее и выпускать легко модернизируемые системы вооружений для кораблей, самолетов и т.п.», добавил он.
В результате, когда новый истребитель-бомбардировщик F-35 достигнет наконец боевой готовности после всех бесчисленных доработок, превышений сметы расходов и длительных задержек, так или иначе он будет обладать худшими характеристиками, чем нынешние истребители, имеющиеся в арсенале Пентагона.