29 мая 1990 году на пост главы председателя Верховного совета РСФСР взошёл на тот момент народный депутат, председатель комитета по строительству и архитектуре Борис Ельцин. Председательство выдвинутый кандидат получил лишь с третьей попытки, в итоге набрав 535 голосов. Против Ельцина тогда проголосовали 467 человек, высказавшись в поддержку Александра Власова (бывший министр внутренних дел СССР и на тот момент – председатель Совмина РСФСР).
Через несколько дней после избрания Бориса Ельцина председателем Верховного Совета РСФСР состоялось знаменитое принятия так называемой декларации независимости. Документ был одобрен 12 июня 1990 года на Съезде народных депутатов РСФСР. Одно из главных новшеств в связи с принятием декларации заключалось в том, что законы РСФСР ставились выше законов союзных. Фактически речь тогда шла о сепаратистской инициативе, которую ранее реализовали в ряде других советских республик.
Вместо осуществления попыток сохранить страну единой был дан старт процессу, широко известному как «парад суверенитетов». В течение нескольких месяцев после объявления о том, что республиканские законы превыше всесоюзных, поместные князьки на местах стали брать столько власти, «сколько могли проглотить». О государственном суверенитете объявили: Карельская АССР, Коми АССР, Татарская АССР, Бурятская АССР и многие другие. Фактически посыпался не только СССР как конгломерат республик, но и составные их части – в виде автономий в составе РСФСР. Республики, провозгласившие суверенитет, стали вводить даже собственное гражданство. Так, в упомянутой Карелии появился закон о тройном гражданстве: жители Карелии стали превращаться в граждан Карелии наряду с наличием гражданства РСФСР и СССР. Национальные собрания получили право «приостанавливать» действия законодательства РСФСР и СССР на своей территории, если это законодательство «не соответствовало» местному.
Ельцин:Во имя россиян, во имя народов, которые живут на территории России, во имя нашего с вами единства не жалеть ничего, ни здоровья, ни времени – столько, сколько понадобится для того, чтобы выйти из этого кризисного состояния и всё-таки повести Россию к лучшим временам. Это я вам твёрдо обещаю!
О том, какие «лучшие времена» наступили вслед за этим выступлением, Россия помнит прекрасно.