В последние годы регулярно появляются различные сообщения о планируемом строительстве авианосцев для военно-морского флота России. Несколько дней назад стало известно, что командование ВМФ и руководство министерства обороны не исключают возможность строительства подобных кораблей, однако первый авианосец нового проекта начнет службу лишь в отдаленном будущем.
Несмотря на то, что работы по проекту нового авианосца начнутся лишь в начале следующего десятилетия, уже примерно понятны некоторые его особенности. По словам В. Бурсука, это будет принципиально новый корабль большого водоизмещения. Авианосец сможет перевозить и обеспечивать работу как пилотируемых, так и беспилотных летательных аппаратов. Также в комплекс оборудования и вооружения перспективного корабля предполагается включить различные роботизированные системы, предназначенные для выполнения задач в воздухе, на воде и под водой, а также в космосе.
Последние заявления заместителя главкома ВМФ в некоторой мере раскрывают подробности планируемого проекта. Ранее, в конце июня, заместитель министра обороны Юрий Борисов рассказал, что в планах военного ведомства имеется строительство нового авианосца, однако этот вопрос будет решаться не ранее конца текущего десятилетия. В. Бурсук несколько дней назад подтвердил, что эти планы все еще актуальны.
Зимой и весной этого года руководители Невского проектно-конструкторского бюро (г. Санкт-Петербург) несколько раз затрагивали тематику перспективных авианосцев. Так, в феврале появились сообщения о начале работ сразу над тремя проектами авианосцев для ВМФ России. Специалисты Невского ПКБ в инициативном порядке начали изучать особенности авианосцев легкого, среднего и тяжелого класса. Эти предварительные работы, по задумке петербургских конструкторов, должны в определенной мере упростить создание проекта, по которому в будущем будет строиться новый авианосец.
Немного позже, в апреле генеральный директор Невского проектно-конструкторского бюро Сергей Власов обозначил примерные сроки реализации и стоимость нового авианосца. По подсчетам специалистов, на создание нового авианесущего корабля понадобиться около 10 лет. Проект будет стоить от 100 до 300 миллиардов рублей.
Подобные сроки и стоимость проекта влияют на планы руководства военного ведомства. Уже несколько лет представители Минобороны и командование военно-морского флота говорят о необходимости строительства новых авианосцев, которые должны дополнить существующий корабль «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», а затем и заменить его. Однако сложность и дороговизна подобных проектов не позволяет планировать их создание на ближайшее будущее. В частности, именно по этой причине какие-либо работы в направлении создания авианосцев не вносились в Госпрограмму вооружений.
В настоящее время в составе военно-морского флота России имеется только один авианосец – «Адмирал Кузнецов». Этот корабль, начавший службу в 1991 году, имеет полное водоизмещение до 59 тыс тонн и по проекту способен нести до полусотни летательных аппаратов. Тем не менее, фактически в состав авиационной группы всегда входило меньшее количество самолетов и вертолетов. В связи с выработкой ресурса имеющихся палубных истребителей Су-33 предполагается закупить некоторое количество самолетов МиГ-29К, которые заменят устаревающую технику.
В течение нескольких следующих десятилетий корабль «Адмирал Кузнецов» должен выработать свой ресурс, после чего военно-морскому флоту понадобится новый корабль аналогичного класса. По понятным причинам, облик нового авианосца или авианосцев пока не ясен. Вероятно, требования к перспективному проекту будут сформулированы и утверждены не ранее начала двадцатых годов. До этого общественности остается только строить различные догадки и пытаться определить нужды флота, которые могут повлиять на те или иные черты новых кораблей.
Вполне вероятно, что в проекте нового авианосца будут активно использоваться идеи и решения, предлагаемые в разрабатываемых Невским ПКБ предварительных проектах. Три проекта, прорабатываемые в инициативном порядке, подразумевают строительство легкого, среднего и тяжелого авианосцев с водоизмещением, предположительно, от 50-60 до 80-90 тыс тонн. Какие-либо подробности проектов пока не оглашались.
В прошлом году ФГУП «Крыловской государственный научный центр» продемонстрировал макет перспективного авианосца, изготовленный в соответствии с прорабатываемым проектом. Этот макет показывает, что корабль должен иметь носовой трамплин и несколько катапульт. Интересной особенностью проекта является использование двух надстроек, расположенных у правого борта друг за другом. На палубе макета располагались модели самолетов МиГ-29К и гипотетической палубной версии истребителя Т-50.
Все нынешние работы в области перспективных авианесущих кораблей носят предварительный характер и предназначаются для изучения и отработки различных аспектов подобной техники для флота. Окончательные решения о строительстве авианосцев для ВМФ России будут приниматься только в начале двадцатых годов, а на разработку и строительство первого такого корабля уйдет еще почти десятилетие.