Всё более актуальным видом вооружений становятся сегодня реактивные системы залпового огня средней и большой дальности. Между тем, в модификациях, применяемых сегодня современных РСЗО, царит огромный технологический контраст в конструкциях и методах наведения неуправляемых, корректируемых и кассетных реактивных снарядов: стандартные системы БМ-21 «Град», БМ-27 «Ураган» не отличаются внедрением чего-либо общего с высокоточным ракетным оружием, что мы увидели во время использования этих машин в боях в Новороссии: бездумное применение систем украинской стороной привело к огромным разрушениям и жертвам в ДНР и ЛНР, сделав киевскую власть преступным формированием.
Боевая машина РСЗО 9К57 «Ураган». Обладает достаточно большой дальностью действия, в то же время низкие показатели кучности боя (+/- 1,3 – 1,4 км), в сравнении с управляемыми снарядами системы «Полонез», делают неуправляемые кассетные снаряды 9М27К настоящим оружием массового поражения.
В это же время Россия, Китай и Белоруссия достигли значительных успехов в формировании нового облика реактивной артиллерии в целом. В Китае в 2010 году была разработана одна из наиболее совершенных РСЗО большой дальности AR3, в которой для высокоточного поражения стратегически важных объектов противника применяются 300-мм неуправляемые и корректируемые реактивные снаряды и 370-мм управляемые ракеты, смело относящиеся к классу оперативно-тактических баллистических ракет, дальность первых уверенно достигает 130 км, последних – 220 км. Снаряды имеют спутниковую ИНС, управляющую малыми аэродинамическими рулями, позволяющую реализовать КВО (круговое вероятное отклонение) не более 50 м, что превращает ранее самое беспощадное и смертоносное ракетное вооружение в сложный и достаточно гуманный высокоточный комплекс «умной войны».
Совершенно недавно, при поддержке китайских военных корпораций, успешной разработкой перспективной РСЗО смогла похвастаться и Белоруссия. Высокоточная РСЗО «Полонез», оснащаемая аналогом китайского управляемого реактивного снаряда А-200 калибром 301 мм, способна 8-ракетным залпом одновременно поражать различные укрепрайоны и опорные пункты противника на дальностях около 200 км. Но именно Поднебесная стала основной «кузницей» подобного рода вооружения, ведь при китайской плотности населения и таких мощных и не очень дружественных соседях как Индия, вопрос точности РСЗО ставится на первое место, да и иностранные заказчики смотрят на неуправляемые снаряды штатных РСЗО как на «архаизм».
В России, где особый упор оборонки делается на более совершенное и сложное вооружение – ОТРК «Искандер-Э/М», модернизацию дальнобойных РСЗО проводят в основном в ключе доработки БЧ (снаряжения ракеты). Одним из первенцев этого направления является неуправляемый реактивный снаряд 9М55К1, оснащённый самоприцеливающимися боевыми элементами «Мотив-3М», предназначенными для эффективного поражения тяжёлой и лёгкой бронетехники в верхние (наиболее ослабленные) проекции. Снаряд был доведён до уровня боеготовности уже к середине 1993 года, а в 1996 поступил на вооружение артиллерийских частей российской армии. Но работы в этой непростой области продолжались, что в итоге привело к появлению принципиально новых боевых подсистем гибридного типа.
9 сентября 2015 года стало известно о продвижении интереснейшего проекта – реактивного снаряда с разведывательным беспилотным летательным аппаратом Т-90 на борту 300-мм НУРС 9М534 системы БМ-30 «Смерч», о чём сообщил РИА «Новости» заместитель генерального директора «Техмаша» Д. Рытенков. С российской стороны разработкой перспективного снаряда занимается предприятие НПО «Сплав», но в доводке изделия принимает участие также и китайская сторона.
Детали разработки реактивного снаряда 9М534 с беспилотным дроном на борту стали проясняться уже в середине 2011 года. В частности, стало известно, что сам БПЛА Т-90, установленный в БЧ снаряда, имеет достаточно компактные размеры и небольшую массу: его длина составляет всего около 1,5 м, размах крыла – до 2,5 м, его масса составляет 40 кг. Также приведены и некоторые лётные параметры опытного изделия 9М61 (Т-90-11), разработанного казанским ЗАО «Эникс». Известно, что после отделения контейнера с БПЛА от НУРС на высокой сверхзвуковой скорости происходит раскрытие тормозного парашюта, раскрытие контейнера и сход беспилотника. Малогабаритный пульсирующий ВРД обеспечивает барражирующий полёт аппарата на крейсерской скорости порядка 130 км/ч в течение 20 – 30 минут над территорией противника, высота полёта при этом приближается к 3 км. Диаметр фюзеляжа БПЛА – 0,2. Т-90 может быть собран полностью из композиционных материалов, а в районе крепления ПуВРД покрыт дополнительным слоем радиопоглощающих материалов для максимального уменьшения ЭПР (радиолокационной сигнатуры). Оценочная ЭПР ЛА составляет около 0,05 м2, что осложняет обнаружение даже мощным радиолокационным комплексам и МРЛС ЗРК «Patriot» типа AN/MPQ-53, особенно если дрон пребывает в низковысотном полёте.
БПЛА Т90 имеет двойное прямое крыло большой площади, позволяющее планировать аппарату на высотах до 3000 метров. Несмотря на малоразмерность и низкую ЭПР, дрон является уязвимым для зенитно-артиллерийских комплексов оптико-электронными системами наведения и для ПЗРК «Стингер», «Стрела», «Игла» из-за работы ПуВРД Фото Rbase.new-factoria.ru
ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СВЯЗКИ «9М534 – Т-90»
Как известно, перед проведением артиллерийской подготовки или любого другого удара из артиллерийских систем, должна быть оперативно проведена ближняя или дальняя территориальная. РСЗО «Смерч», предназначенная для поражения противника на удалении 70 – 120 км (в зависимости от типа НУРС), нуждается в более скоростном средстве воздушной разведки, так как за время подлёта обычного БПЛА типа «Орлан-10» в боевой район для подтверждения координат целей оперативно-тактическая обстановка может резко измениться, поскольку ему для этого потребуется от 35 до 45 минут (скорость 150 км/ч). Установленный же в НУРС 9М534 беспилотник Т-90 сразу после схода с ПУ боевой машины «Смерч» набирает гиперзвуковую скорость свыше 1200 м/с (около 4500 км/ч), за счёт чего дрон окажется над целью всего за 1,8 – 2,5 минуты (учитывая замедление ракеты на траектории). Такое подлётное время позволит наиболее быстро и чётко выявить координаты необходимых целей, которые точно не успеют покинуть боевого поля прицеливания РСЗО «Смерч». Гиростабилизированная ТВ-камера высокого разрешения с блоком передачи телеметрического изображения по радиоканалу связи сделает своё дело. Применение высокоскоростного НУРСа в качестве носителя разведывательного БПЛА решает и ещё одну, не менее важную проблему.
Очень часто для разведки наземных целей, находящихся на большой оперативной глубине подконтрольной противнику территории, операторы беспилотных разведывательных авиационных комплексов вынуждены «в слепую» вести аппарат над зонами противника, которые «напичканы» громадным количеством высокоэффективных систем ПВО малой/средней дальности, в том числе с пассивным методом наведения (ИКГСН), вычислить и идентифицировать места развёртывания таких комплексов не так-то просто, даже с привлечением самолётов оптико-радиотехнической разведки типа Ту-214Р. Использование 4Махового снаряда 9М534 позволяет решить эту проблему легко и качественно. Во-первых, его маршевый участок траектории проходит на высотах свыше 20 – 25 км (недосягаемый потолок для большинства средних систем ПВО/ПРО), да и скорость совершенно не вписывается в рамки «лёгкого» перехвата ЗУР-перехватчиками таких систем ПВО как «Бук-М1», «Spider» и др. Беспилотник сможет беспрепятственно достигать места боевого применения.
Кроме того замечу, что применение подобных радикально усовершенствованных оперативных разведывательно-ударных методик ведёт к общему прогрессу реактивной артиллерии. В качестве «снаряжения» неуправляемых реактивных снарядов семейства 9М55Ф или более дальнобойных 9М542 (экспортная версия ракеты для «Смерча» с дальностью 120 км) может быть использован не только маленький беспилотник Т-90, но и более серьёзные средства воздушной разведки и поражения: это может быть и специальный компактный гиперзвуковой летательный аппарат с треугольным крылом большой стреловидности, способный при помощи компактного ПВРД проводить оптическую и радиоэлектронную разведку на высоте 30-35 км на скорости до 5М, а может быть и специализированная боевая ступень с малогабаритной боевой частью для поражения удалённых морских и наземных целей, либо высокочастотный микроволновой генератор для повреждения бортового радиоэлектронного оборудования стратегической и тактической авиации противника. Такие боевые ступени могут значительно увеличить радиус действия известного нам «Смерча» со 120 возможных километров до 200 – 250 км, что будет вполне соизмеримо с тактическими крылатыми ракетами большой дальности.
Изображение стартующего НУРС М26 с малоразмерной авиабомбой GBU-39SDB в головной части. Проект GLSDB находится на стадии разработки Фото Janes.com
На Западе подобными программами усовершенствования РСЗО семейства MLRS занимается известнейшая компания «Boeing» и шведская «SAAB». Совсем недавним амбициозным проектом компании считается модернизированная версия РСЗО MLRS – GLSDB. Система представляет собой стандартную пусковую установку M270 с реактивным снарядом М26, который оснащается не стандартной боевой частью М26А2, а специальным контейнером с планирующей управляемой авиабомбой GBU-39SDB “Small Diameter Bomb”. Стартовая ступень разгоняет бомбу до скорости в свыше 850 м/с и выводит на высоту свыше 25 км, где боевая ступень отделяется и «SDB» продолжает управляемый полёт по заданному курсу.
Наш тульский НПО «Сплав» совместно с китайскими «NORINCO» и «SCAIC» на данный момент занимаются доводками уже разработанного вспомогательного комплекса тактической разведки для 300-мм РСЗО, который позволит по иному взглянуть на использование этого грозного вида вооружения.
Давно, слишком давно ПОРА было это сделать.
По большому счёту — такие РСЗО могут стать ещё и формой упрощенной ПВО. Если у противника работают вертолёты и они выявлены РЛС системы «старшего начальника», самое время накрыть их должным количеством ракет сверху. Пока то осознают, что да к чему, а удар именно сверху, да с рассеянием суббоеприпасов, ориентированных на именно вертолёты и целое облако шрапнелей сверху, по лопастям.
Как ни бронируй саму машину — лопасти совсем иное дело.
И вот их то и порубить. Не сломать, а порвать им аэродинамику. Резкие изменения не порадуют экипаж. А заведомая несбалансированность этих повреждений — будет сильно дестабилизировать сам по себе диск вращения лопастей. Разная степень повреждений даст им разную подъёмную силу и разные лобовые сопротивления.
Как минимум — дорогостоящий ремонт. Как максимум — падение вертолёта.