Для выполнения задач ПВО в небе Арктики требуются перехватчики с большой скоростью полёта и большим радиусом действия. Именно такими машинами являются дальние тяжёлые перехватчики МиГ-31 и МиГ-31 БМ, которые вместе с другими типами самолётов образуют мощный кулак арктической ПВО. Планируется также, что к концу 2020-х годов на боевое дежурство в северных широтах (и не только) заступят перспективные авиационные комплексы дальнего перехвата (ПАК ДП).

В Арктику начали возвращаться подразделения МО РФ и пограничных войск, некогда покинутые аэродромы сегодня восстанавливаются, стала серьёзно развиваться гражданская и военная инфраструктура, воссоздаётся радиолокационное поле с полным покрытием территории, столь необходимое для решения задач ПВО. Традиционно у нас для усиления ПВО арктического района, который, вообще говоря, является проблемным, используются тяжёлые дальние перехватчики. Это МиГ-31, а теперь в воздух поднялись ещё и МиГ-31БМ — глубокая модернизация «родителя».

Программа модернизации МиГ-31 началась в 2011 году и должна завершиться к 2020-му, когда все самолёты МиГ-31 станут МиГ-31БМ. Предполагается, что МиГ-31БМ будет работать в арктической системе ПВО до конца 2020-х, после чего ему на смену придёт новый самолёт ПАК ДП, решение о создании которого принято в 2014 году — это следует из заявления главкома ВВС РФ Виктора Бондарева.

В настоящее время ведётся разработка концепции ПАК ДП, с тем чтобы в 2017-2019 годах завершить этап НИОКР, а с 2025-2026-го начать поставку самолётов в войска. До конца 2020-х ПАК ДП ещё полетает вместе с МиГ-31БМ, но после произойдёт полное обновление парка на ПАК ДП.

Отрадно было слышать заявление главы корпорации РСК МиГ С. Короткова на Аего India в 2015 году о том, что РСК МиГ уже начала работать над программой ПАК ДП. А отрадно потому, что РСК МиГ — признанный авторитет в создании лучших в мире перехватчиков, до уровня которых даже теперь не дотягивают самые современные зарубежные самолёты. А ведь свой первый полет серийный МиГ-31 совершил ещё 40 лет тому назад — 16 августа 1975 года.

У РСК МиГ есть наработки, необходимый научно-технический задел и надёжный помощник — авиазавод «Сокол» в Нижнем Новгороде, который производил МиГ-31. То есть все, чтобы делать самолёты новых проектов.

Создание ПАК ДП настолько актуально, что уже целый ряд фирм высказал желание принять участие в проекте. Например, летом 2015 года генеральный директор НИИП им. В.В. Тихомирова (разработчика БРЛС «Заслон» для МиГ-31] Ю. Белый заявил, что НИИП начал работы по определению облика радиоэлектронного комплекса СРЭК для ПАК ДП и исследования по организации взаимодействия РЭК со всеми другими бортовыми системами.

Великие предшественники ПАК ДП

Сегодня много говорят о необходимости сетевого управления и рекомендуют для этого использовать системы типа С41, говорят о необходимости ситуационного обеспечения на все 100%, о супервизорном управлении «сетевыми солдатами», а ещё о групповых скоординированных действиях.

Но оказывается, что все это было у нас уже в 1970-х и при этом хорошо работало. Речь идёт о системе ПВО «Заслон», в которую был встроен дальний перехватчик МиГ-31.

«Заслон» изначально был самой настоящей цифровой сетевой системой управления перехватчиками, которые работали в составе групп из четырёх самолетов — командирского и трёх ведомых. Группа была способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800-1000 км и могла поражать цели ракетами «воздух-воздух» на дальности 120 км.

МиГ-31 уже тогда демонстрировали эффективные групповые действия, имели систему поддержания строя и определения взаимных ко­ординат (ОВК), обладали хорошо защищённой аппаратурой передачи данных САПД), пользовались мощной информационной поддержкой земли и самолетов ДРЛО типа А50. Тогда не было навигационных систем СР5 и ГЛОНАСС, но были неплохие радиосистемы ближней и дальней навигации РСБН/РСДН. Все это давало ситуационную осведомлённость, позволявшую командиру группы, к которому поступала вся текущая информация, эффективно решать задачи целераспределения, выбора приоритетных целей и их поражения при координации действий группы.

На МиГ-31 в качестве бортовой информационной системы стояла БРЛС «Заслон» — первая в мире БРЛС с фазированной антенной решёткой [ФАР], установленная на реактивном истребителе. Она могла одновременно обнаружить десять целей и обеспечить ракетную стрельбу по четырём наиболее важным. Дальность обнаружения БРЛС составляла 120— 130 км. Работе по целям в задней полусфере помогал выдвигаемый в поток теплопеленгатор 8ТП с дальностью действия 40-56 км в зависимости от метеоусловий.

С появлением на МиГ-31 модернизированных БРЛС «Заслон-М» возможности перехватчиков увеличились: обнаружение целей обеспечивалось уже на дальностях вдвое больших, чем давала исходная БРЛС, выросло число одновременно обнаруживаемых и сопро­ождаемых целей и число одновременно поражаемых, вдвое выросла дальность поражения.

Глубокая модернизация МиГ-31, в результате которой он становится МиГ-31 БМ, — это новая бортовая авионика, новая БЦВС, ПО, МКИО (мультиплексный канал информационного обмена), «стеклянная» кабина.

Дальнейший рост возможностей МиГ-31БМ будет связан с БРЛС «Заслон-АМ» с ещё более увеличенной дальностью обнаружения (320 км) и дальностью поражения (290 км) одновременно уже десяти воздушных целей.

Итак, в системе «Заслон» вместе с МиГ-31 и МиГ-31БМ есть все элементы сетевого управления и обеспечения координированных групповых действий, и это можно рассматривать как весомый задел в работах по программе ПАК ДП, но уже с реализацией на новой элементной базе и по новым технологиям. Что ж, неплохое наследие великих предшественников.

Пришло время гиперзвука

Как только появилось официальное сообщение о запуске проекта ПАК ДП, в СМИ начались рассуждения о том, как его сделать и что он может из себя представлять. По крайней мере два момента требуют комментария. Первый — имя «МиГ-41» для перспективного перехватчика; второй — предложение создавать ПАК ДП на основе МиГ-31, например, на основе его корпуса. С МиГ-41 СМИ явно поторопились. Так может называться только серийный самолёт, который уже начал поступать в войска. Когда самолёт находится в стадии разработки в КБ, он идёт под фирменным обозначением, и, например, в ОКБ им. А.И.Микояна будущий МиГ-31 шел как Е-155МП, а ПАК ФА испытывался как Т-50.

MiG-31Что касается МиГ-31, то следует напомнить, что конструкция этого самолёта была выбрана и оптимизирована именно под условия сверхзвукового полёта на скорости 3000 км/ч (2,8 Маха). Его корпус, состоящий на 55% из стали, на 33% из высокоустойчивого алюминиевого сплава и на 13% из титана, хорошо выдерживает тепловые нагрузки от кинетического нагрева именно на этих рабочих скоростях.

Но ПАК ДП, которому, например, придётся иметь дело с гиперзвуковыми ударными БПЛА типа разрабатываемых США SR-72, видится только гиперзвуковым. Герой России летчик-испытатель Анатолий Квочур предполагает, что ПАК ДП должен летать на скоростях не ниже 4-4,3 М (4500 км/ч). Однако в таких условиях начинает резко расти кинетический нагрев. Металлический корпус МиГ-31 на подобные нагрузки просто не рассчитан. Значит, должны быть другие решения, потому что использование МиГ-31 в качестве прототипа ПАК ДП исключается. Как на самом деле будет выглядеть самолёт для арктического перехвата, можно будет узнать, лишь дождавшись результатов проработки проекта. ПАК ДП потребует решения проблем гиперзвуковой аэродинамики, тепловых нагрузок, выбора конструкционных материалов, компоновки, режимов работы двигателей, решения проблемы размещения вооружения на самолёте и его отделения на гиперзвуковых скоростях, а также многих других проблем, которые неизбежно возникнут в процессе разработки самолёта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.