В последнее время большое распространение получила колесная бронетехника, которая приспособлена для применения в условиях локальных конфликтов. Как правило, такие машины создаются на базе машины КрАЗ.
С 90-х годов прошлого столетия такие машины стали использовать в различных горячих точках. Но тогда использовались преимущественно импровизированные КрАЗы, которые бронировались в мастерских в полукустарных условиях. Автомобили КрАЗ, обладая высокой проходимостью, уникальной прочностью и большой грузоподъемностью, хорошо зарекомендовали себя в армиях многих стран мира и как нельзя лучше подходили в качестве базы для создания серьезной бронированной машины. Поэтому не удивительно, что к ним стали проявлять интерес профессиональные разработчики бронированной техники в разных странах.
Тогда появились КрАЗ-6322, автомобиль-водомет, импровизированный броневик на базе КрАЗа-256Б.
В 2006 году итальянской компанией Vehicle Engineering была сконструирована и выпущена небольшой серией бронированная машина на базе КрАЗ-6322, которая предназначалась для перевозки спецмиссий ООН в странах Юго-Восточной Азии, а также для обеспечения антитеррористических операций.
В 2007 году в рамках международной выставки вооружений IDEX-2007, которая проводилась в Абу-Даби, с успехом был продемонстрирован бронированный Raptor MTTV на базе все того же КрАЗ-6322. Эта машина была предназначена для сопровождения конвоев.
В 2010 году конструкторами «АвтоКрАЗ» в совместной разработке с индийской компанией Shri Laksmi Defence Solutions Ltd. был сконструирован и изготовлен бронетранспортер КrAZ MPV, базой для которого послужил КрАЗ-5233.
И, наконец, новейшая разработка, — бронированный автомобиль KRAZ-ASV Panther, представленный на выставке вооружений IDEX-2013. На первый взгляд может показаться, что это какой-то британский или американский танк-грузовик. На самом же деле — это совместная разработка Кременчугского завода «АвтоКрАЗ» и компании Ares Security Vehicles LLC из Объединенных Арабских Эмиратов. Название Panther указывает на принадлежность данной бронированной машины к семейству бронемашин Panther, которые производятся арабской компанией. Практически все агрегаты и узлы производства украинской компании, а по своим многофункциональности и внешнему виду этот автомобиль может дать фору американскому бронетранспортеру Cadillac.
Учитывая то обстоятельство, что выставка вооружений сменила наступательный, довольно агрессивный акцент на оборонительно-миротворческий, машина выкрашена в белый цвет. Таким образом создатели бронемашины акцентируют внимание на основном предназначении автомобиля — работе в составе миротворческих миссий ООН и использовании для безопасной перевозки личного состава.
Бронированный автомобиль KRAZ-ASV Panther получил высокую оценку знатоков вооружений из разных стран мира. Основная аудитория посетителей выставки была едина во мнении, что бронемашина в первую очередь привлекательна тем, что может быть выполнена в нескольких различных вариантах: ее можно использовать как бронетранспортер, боевую разведывательную машину, машину боевой поддержки, а также командно-штабной автомобиль, логистическую бронемашину, бронеавтомобиль медицинской помощи.
Кроме того, для представителей оборонных ведомств разных стран очень важным является и то, что возможно выполнение бронирования автомобиля в диапазоне защиты от STANAG 4569 Level 1 до STANAG 4569 Level 3 баллистическая защита + STANAG 4569 Level 4 бронебойная защита по стандартам НАТО.
Таким образом, предполагается, что КрАЗ-ASV Panther должен обеспечивать защиту от 155-миллиметрового осколочно-фугасного заряда, который сработал на расстоянии порядка 30 метров от бронеавтомобиля, а также от пули Б-32 (патрон 14,5х114 миллиметров), которая выпущена на расстоянии до 200 метров. Кроме того, машина обеспечивает защиту от подрыва противотанковой мины, вес которой составляет 10 килограммов, в случае ее подрыва под днищем или колесом.
Данный бронированный автомобиль создан на базе машин КрАЗ-6322 и КрАЗ-5233ВЕ с колесной формулой 4х4 и 6х6. KRAZ-ASV Panther оснащен современным вооружением, средствами пассивной и активной защиты, а в самом салоне установлена современная большая светодиодная панель Direct LED, благодаря которой можно вести наблюдение за тем, что происходит снаружи.
Данный бронированный автомобиль оборудован 8-цилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 330 лошадиных сил, коробкой передач 9JS150TA-B и имеет однодисковое сцепление.
Боевая масса бронированного автомобиля KRAZ-ASV Panther составляет 16 тонн, при этом по шоссе он может развивать скорость до 100 километров в час.
Неоспоримым достоинством новой разработки является возможность комплектовать бронированный автомобиль боевым модулем с возможностью дистанционного управления, разного рода системами наблюдения, в также полным набором оборудования для коммуникации. Кроме того, возможно варьирование и вместимости машины: водитель, оператор плюс десять десантников с комплектацией боевым модулем или пулеметной турелью или же водитель плюс 14 десантников.
Как было отмечено выше, новинка была положительно воспринята высокопоставленными руководителями не только украинских департаментов, которые входили в состав делегации из Украины, но и зарубежными специалистами. Была, в частности, отмечена работа «АвтоКрАЗа» по расширению модельного ряда машин специального назначения. Кроме того, не остались без внимания высокие тактико-технические характеристики KRAZ-ASV Panther.
В результате украинская делегация провела большое количество успешных переговоров с делегациями многих стран Европы, Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Таким образом, можно говорить о том, что бронированный автомобиль KRAZ-ASV Panther в скором времени займет свое место в мире среди аналогичной техники своего класса. Ведь, исходя из информации пресс-центра ПАО «АвтоКрАЗ», предприятие уже сегодня имеет ряд заказов на данную разработку, но не из Украины…
Характеристики:
Вес 17,3 т.
Длина ~ 8 м.
Ширина ~ 3,15 м.
Высота ~ 3,1 м.
Вооружение: пулеметы опционально/боевой модуль.
Двигатель ЯМЗ-238Д дизельный.
Мощность двигателя 330 л.с.
Максимальная скорость по шоссе 90 км/ч.
Запас хода ~ 1000 км.
Преодолеваемый подъём 60%.
Боковой крен 30%.
Высота преодолеваемой стенки ~ 0,5 м.
Ширина преодолеваемого рва ~ 0,5 м.
Глубина преодолеваемого брода — 1,5 м.