В 859-м Центре боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ России, дислоцированном в Ейске, состоялся конкурс по воздушной выучке летных экипажей морской авиации «Морской ас». От Центра в конкурсе принял участие первый серийный модернизированный противолодочный самолет Ил-38Н, переданный летом 2014 года Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина заказчику — Морской авиации ВМФ России.
Победил в конкурсе в категории «Лучший экипаж самолета Ил-38 противолодочной авиации Военно-Морского Флота» экипаж морской авиации Тихоокеанского флота, командир корабля майор Тимаков Сергей Николаевич. Также в конкурсе принимал участие экипаж Ил-38 Северного флота под командованием гвардии майора Андрея Бондаренко.
В ходе конкурса летчики-противолодочники не только продемонстрировали высокие теоретические знания и летное мастерство, но и поделились друг с другом практическим опытом выполнения задач по поиску и обнаружению иностранных подводных лодок, а также проведению поисково-спасательных операций на море. В качестве практических упражнений конкурсной программы они выполняли полет по заданному маршруту с выходом в назначенное время на полигон, где производили бомбометание по радиолокационно-контрастной цели, осуществляли боевое маневрирование при преодолении систем ПВО малой дальности.
По словам Главнокомандующего ВМФ России адмирала Виктора Чиркова, состязания проводились в соответствии с указаниями Министра обороны России и носили важный практический характер в целях обобщения передового опыта летчиков Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов для более точной выработки направлений дальнейшего развития и совершенствования системы боевой подготовки летного состава морской авиации ВМФ.
ОАО «Ил» в рамках контракта, предусматривающего серийную модернизацию пяти строевых самолетов Морской авиации ВМФ России, выполняет работы по установке на них новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38» разработки и производства ОАО «ЦНПО «Ленинец», что значительно расширяет объем решаемых задач и боевые возможности самолета.
Согласно условиям контракта, в целях интеграции предприятий Объединенной авиастроительной корпорации, модернизация двух из пяти самолетов производится силами ОАО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева» по документации ОАО «Ил» (оба предприятия расположены в подмосковном городе Жуковском). Кроме того, четыре самолета перед модернизацией прошли капитальный ремонт на ОАО «20-й авиационный ремонтный завод» в городе Пушкине (Санкт-Петербург).
По согласованию с командованием Морской авиации, первые два серийных модернизированных Ил-38Н несут на своем борту имена Радия Петровича Папковского и Якова Александровича Кутепова, выдающихся конструкторов ОКБ Ильюшина, внесших большой вклад в создание самолетов этого типа.