Военные доктрины России и стран НАТО в качестве обязательного этапа боевых действий предусматривают завоевание превосходства своей авиации в воздушном пространстве над территорией противника — так называемое господство в воздухе.
Характерным примером является самый крупномасштабный военный конфликт со времен Второй мировой войны — иракская война 1990-1991 годов, в которой с обеих сторон было задействовано 1,5 миллиона военнослужащих и 3000 самолетов и вертолетов.
В качестве обязательного условия начала наземной фазы операции перед вооруженными силами коалиции была поставлена задача завоевания господства в воздухе, включая нейтрализацию системы ПВО Ирака. Для реализации этой задачи были задействованы новейшие на тот момент самолеты F-117 Nighthawk, созданные с применением технологии Steаlth, действующие вместе с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3 Sentry, использующими технологию AWACS. F-117 в темное время суток участвовали в выводе из строя командных пунктов, узлов связи и РЛС системы ПВО.
Аналогичный сценарий начала боевых действий был повторен авиацией НАТО спустя восемь лет во время войны в Югославии. Использование своего технологического преимущества в виде связки Stealth+AWACS в очередной раз помогло коалиционным силам подавить систему ПВО противника и завоевать господство в воздухе. Правда, на этот раз самолеты F-117, уже не являющиеся новинкой, понесли потери — один из них был сбит, а второй после попадания ракеты «земля-воздух» смог возвратиться на базу, но был списан из-за повреждений.
Военно-техническая политика стран НАТО предусматривает перевооружение тактической авиации самолетами Stealth типа F-35 Lightning II и самолетами с элементами Stealth типа Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon, а также увеличение парка самолетов AWACS типа E-3 Sentry и E-737-700 Peace Eagle. В дополнении к ним в ВВС США в ограниченном количестве имеются истребители F-22 Raptor, предназначенные для завоевания господства в воздухе.
Опыт участия Военно-космических сил России в локальных военных конфликтах в Грузии и Сирии свидетельствует об ином подходе к выбору технологий для обеспечения завоевания господства в воздухе. Несмотря на принятие на вооружение отечественного самолета ДРЛОУ А-50У и продолжающуюся разработку перспективного малозаметного истребителя Т-50, главная ставка делается на развитие авиационных средств радиоэлектронной борьбы и производство истребителей Су-35, построенных по технологии, обеспечивающей сверхманевренность в воздушном бою.